Размер шрифта
-
+

Быть писателем - стр. 11

 Я недавно писала статью про элемент пророчества в творчестве писателя, поэтому невольно зацепилась глазами за этот факт, который приводит Толстая. Но сейчас мне бы хотелось поговорить не о пророчествах (с ними, я думаю, мы уже разобрались), а о делении писателей на крупных и мелких.


Толстая ничего не говорит о Робертсоне как о писателе, но ее характеристика его романа даёт нам понять, что он был "не очень".

Посмотрите, дорогие авторы, как Татьяна Толстая характеризует роман Робертсона: "плохой, копеечный", – пишет она. Толстую люблю, но в данном случае с ней не согласна.

Я не знаю, что за роман написал этот Робертсон, этого романа я не читала. Но уже того факта, что мы вспоминаем о нем сейчас (а ведь больше ста лет прошло), достаточно для того, чтобы усомниться в прамерности такой характеристики.

 Потому что отсюда вижу: с сюжетом у этого романа все нормально, его даже можно рассматривать как роман-предсказание.

И тут невольно напрашивается такой вопрос: а может ли один сюжет "вывезти" произведение? Здесь лично я даю положительный ответ: однозначно да. И один сюжет может "вывезти" произведение, и одна интонация может "вывезти", и один персонаж может "вывезти" произведение.

Главное, чтоб в произведении хоть что-то было, за что можно зацепиться, и тогда он может держаться на плаву. А там уж дело вкуса: кому-то нравится, кому-то нет.

Ну и в заключении, повторю ещё раз мысль, которую я повторяю очень часто в статьях, потому что эта мысль определяет характер моего блога. А мысль такая: делить писателей на крупных, средних и мелких совершенно бессмысленно, так как для всех них будут действовать одни и те же законы творчества.

Элемент пророчества в творчестве писателя

Перо (это мы сейчас так символически обозначим писательскую деятельность автора) заводит автора дальше, чем он способен это понять на текущий момент времени. То есть то, что пишет автор в данный момент времени, он не всегда готов осознать.

Очень часто мои знакомые писатели говорили мне такую фразу: "Ты представляешь, я ведь это ещё пять лет назад написал, а понял только сейчас". Или "Вначале я написал, а потом это сбылось".

 Подчас то, что пишет автор, оказывается пророческим, просто потому, что так устроено творчество. Творчество оно вообще про движение вперёд, его задача немного опередить время, чтобы дать человеку морально к нему подготовиться.

В связи с этим, мне кажется важным обратить внимание на то, что перед творчеством мы все равны.

 Поэтому даже если кому-то удалось "заглянуть за горизонт", то не нужно впадать от этого в прелесть, чувствовать себя пророком. Нужно наоборот заземлять эти моменты, потому что излишнее окрыление стихийными силами творчества так же опасно, как и чисто рассудочный взгляд на него.

Страница 11