Размер шрифта
-
+

Быть нельзя казаться - стр. 13

• А могут ли быть психологические защиты полезны?

• Конечно, могут. Начиная с того что в детском возрасте они по сути являются способом познания мира и единственным средством с этим миром примириться. Потому что ребенок пока еще в силу неразвитости мозга не может осознать мир, а жить в нем ему приходится. Защиты могут помочь в случае крайне травматичных, трагических событий. Однако тот факт, что мы продолжаем их неосознанно использовать в любой ситуации, когда пора бы нам повзрослеть, и является причиной того, что мы себе врем, живем в детской вымышленной реальности и либо ходим по кругу, либо прыгаем на граблях.

• Ложь себе связана только с психологическими защитами?

• Ни в коем разе. Поводов соврать себе у человека множество. Но психологические защиты лучше, чем что-либо, подходят для начала изучения себя и для искоренения этого недостатка. Во-первых, они есть абсолютно у всех. Меняются лишь наборы защит, их выраженность – но сами они присущи каждому человеку. А значит, поле для практики изучения – не проблема. А во-вторых, более сложные механизмы ухода от реальности часто базируются на функционировании психологических защит. И если вы увлечетесь процессом самопознания и изменения, начать удобнее всего именно с них.

• Я читал про архетипы, про тень и персону (нужное вписать, что вы еще, вполне возможно, слышали или про что читали), но в книге нет упоминаний об этом. Как не запутаться?

• Психика – это не материальное понятие. То есть мы не можем вскрыть скальпелем тело, найти там психику и изучить, чтобы потом вылечить. Это не желудок, не аппендицит и не почка. Поэтому мы вынуждены пользоваться моделями человеческой психики. У разных школ психотерапии существуют разные модели. Они разные по сложности и, как и любая модель, имеют ограничения и погрешности. И для каждого случая какая-то модель работает лучше или хуже. Так, для объяснения защит и внутриличностного конфликта очень хорошо подходит модель Фрейда, а для разбора отношений между двумя и более людьми подходит модель поля Крута Левина и этология. Понятия архетипов, тени, персоны относятся к более сложной модели Карла Густава Юнга, и в рамках этой книги они не потребовались.

• Почему в книге нет ничего о разнице между социопатами, психопатами, людьми с нарциссическим расстройством личности разных видов и прочими абьюзерами? Они чем-то отличаются?

• Отличаются патогенезом, клинической картиной и, как следствие, диагнозом. Но не отличаются методами, которыми воздействуют на нас. Поскольку в этой книге я затрагиваю только тематику психологических защит и то, что их вызывает, нам эти различия не нужны. Потому что защиты возникают на эмоциональную боль от психического насилия, методы которого для всех «токсиков» одинаковые. Кроме этого, я не хочу провоцировать читателя ставить диагнозы, пользуясь описанием из книги. Диагноз имеет право ставить только психиатр, а то и консилиум врачей.

Страница 13