Былинные Богатыри-Мифы и Правда - стр. 33
Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) – Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара.
В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугариным. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды).
Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём.
Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.
Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина!
Тут я вынужден прервать «официальную биографию» Алеши-богатыря чтобы сразу познакомить читателя и с его противником- иностранным богатырем Тугариным!
Во-первых, это важно для выяснения я образа самого Алеши Поповича во-вторых сам рассказ о Тугарине не менее интересный, и поучительный для всех любителей российской истории!
В том числе и современной!
И на мой личный взгляд если на ситуацию взглянуть «аллегорически», то мне видится в современной России где тоже есть «князь Владимир под которым я понимаю Президента РФ В.Путина давно материализовался и активно действует в его «ближнем кругу» современный прототип «Тугарина».
Кого я тут имел в виду, вы уж любознательный читатель догадайтесь сами. Задачка сия легкая если в ее основу положить биографию самого Тугарина!
Тугарин (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище) – злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
«В эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от неё опасности, язычества».
Главный текст о Тугарине – былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах.
В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке, былины о Змее Горыныче), а также аналогиями в южнославянском эпосе.