Бузовьязы. Страницы истории - стр. 7
С V века нашей эры на территории современных Гафурийского, Иглинского, Кармаскалинского, Кушнаренковского и Уфимского районов жили племена Турбаслинской археологической культуры. Турбаслинские племена занимали довольно небольшую территорию. Найдены в турбаслинских курганах многочисленные золотые и серебряные предметы. По мнению ряда исследователей, турбаслинские племена по происхождению южные кочевники, выходцы из южноуральских степей. Часть археологов высказывалась за их алано-сарматское происхождение, другие стояли на точке зрения, что турбаслинцы-это ранние тюрки (болгары, авары, башкиры), третьи говорят, что это тюркизированные угры3. Находки на турбаслинских поселениях каменных жерновов, железных серпов, мотыг, зерен полбы, хозяйственных ям говорят о том, что это население было оседлым и земледельческим. Турбаслинское селище было открыто близ деревни Улукулево Кармаскалинского района. Во время раскопок в 1968 году был получен богатый материал: керамика, стремя, пряслица, подвески, топор, мотыга и т.д. Время функционирования селища археологи относят к VII-IX векам нашей эры. Вероятно, селище являлось остатками городища, которое упоминается в работах археологов в начале XX века4.
Соседями турбаслинцев со второй половины VI века нашей эры территорию лесостепи от Урала до Волги заняли племена кушнаренковской культуры. Датируются памятники этой культуры второй половиной VI-IX веком. Из археологических памятников кушнаренковцев следует отметить селище при селе Ибрагимово и могильник при деревне Шареево. Это городище раскапывалось в 1963 и 1964 г.г. археологами Н.А. Мажитовым и Г.И. Матвеевой. В 1993 г. раскопки Кала-тау были продолжены уфимским археологом В.В. Овсянниковым. В результате этих раскопок был собран большой материал, состоящий преимущественно из обломков керамики кушнаренковского и караякуповского типов. Такого рода керамика, по мнению исследователей, принадлежала древнемадьярским племенам (кушнаренковская и караякуповская археологические культуры)5. Свои названия эти культуры получили от поселения у с. Кушнаренково и городища у с. Караякупово, в которых впервые были собраны коллекции керамики этих культур. Практически все исследователи этой археологической культуры (В.Ф. Генинг, Г.И. Матвеева, В.А. Могильников, Е.П. Казаков, В.А. Иванов) прародиной кушнаренковцев называют лесостепные районы Зауралья и Западной Сибири.
Главную роль в хозяйстве древнемадьярских племен занимало скотоводство. Венгерский монах-миссионер Юлиан, посетивший в XIII веке Поволжье, о мадьярах писал так: "…язычники, но не почитают и идолов, а живут как звери, земли не возделывают, едят мясо конское, волчье и тому подобное, пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием, и весьма отважны в войнах"