Размер шрифта
-
+

Бузовьязы. Страницы истории - стр. 53

С Бузовьязами связано и имя выдающегося просветителя Мухаметсалима Ишмухаметовича Уметбаева (1841-1907), уроженца деревни Ибрагимово. Он родился в семье начальника кантона Ишмухамета Ишемгулова. С 1852 года Мухаметсалим обучается в престижном Оренбургском кадетском корпусе. В этом учебном заведении кроме обязательных предметов преподавали каллиграфию, культуру речи, музыку, иностранные языки. Мухаметсалим изучает тюркский, арабский, персидский, французский и русский языки. В 1869 году его избирают волостным старшиной на родине. Женился он на бузовьязовской девушке из дворянского рода Резяповых. В 1879 году М. И.Уметбаев переезжает в Стерлитамак, где ему было предоставлено место преподавателя математики, русского языка и литературы. Через четыре года он переезжает в Уфу. Здесь он пишет статьи, стихи, научные работы, занимается просветительской деятельностью. За общественную деятельность М. И. Уметбаев был награжден орденом Святого Станислава, серебряными и бронзовыми медалями.

До 1913 года было образовано Бузовьязовское кредитное товарищество, правление которого располагалось на хуторе Палатина близ селения. В Бузовьязах было открыто также почтово-телеграфное отделение. В 1912 году начальником отделения был Семен Леонович Соколов158. Работал в селении и земский страховой агент Петр Михайлович Разумов159.

Больницы в деревне не было. Врачевали болезни сельские знахари. При родах вызывались местные бабки – повитухи. В случае тяжелых болезней приходилось обращаться в соседнюю деревню Ишлы, где располагалась

участковая больница, заведующим которой был к 1912 году Андрей Григорьевич Галочкин. В Ишлах работала и ветеринарная лечебница (амбулатория), заведовал которой Александр Константинович Габов160.


Портрет села (семья, быт)

Что милей – страна ль родная?

Ах, милей родной народ!

      Молоко и кровь святая,

Время вас не изживет.

(Дэрдменд (3. М. Рамеев), 1859-1921)


А теперь затронем семейную жизнь сельчан в это время. До октябрьского переворота 1917 года порядок заключения и оформления браков сильно отличался от современной ситуации. В мусульманском обществе сохранялся обычай уплаты калыма (выкупа) за невесту. Жена стоила недешево. Чем богаче жених, тем большим, как правило, был и калым. При женитьбе дворянина Габдулвали Ахметгареевича Давлетшина (владения рода располагались в Оренбургском уезде) на дворянке Фархинур Шагабутдиновне Резяповой в конце 1850-х годов калым родителям невесты кроме скота и строений составил 4000 рублей. Это были огромные по тем временам деньги161

Страница 53