Размер шрифта
-
+

Бузовьязы. Страницы истории - стр. 24

Но наряду с правительственной колонизацией Уфимского края была и вольная колонизация. Из-за нехватки пахотных угодий на родине, из-за притеснений на религиозной почве многие служилые татары искали счастья на окраинах Российского государства, где церковные и центральные светские власти были далече, да и земли привольней и богаче.

Разбирая свою родословную, мне удалось установить, что многие жители Бузовьязов, в том числе Асяновы, Ждановы, Канбековы, Сулеймановы, Усаевы, являются выходцами из деревни Сикияз Осинской дороги (ныне в Татышлинском районе РБ). В материалах переписи поверстанного к службе населения этой деревни за 1658 год есть и имена моих предков. Это Ахмайко Сараев и Тимайко Сариков. Сараев и Сариков, видимо, одна и та же фамилия. Их брат Урук (возможно, русские писцы так переиначили имя Уркай (Уракай); есть и фамилия служилых татар и князей Ураковых) ввиду молодости был поверстан на службу позднее и поэтому в этот список не попал. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что среди переселенцев из Алатырского уезда были Ахмайко и Тимайко Сараевы (Сариковы) и их младший брат Урук (Уракай). Выше мы уже отмечали, что фамилия Сараевых известна среди служилых татар деревни Ендовище Алатырского уезда. В деревне Сикияз показан также и Ишмайко (Ишмак, Ишмяк) Васильев – один из предков Асяновых, Каныбековых, Усаевых и, видимо, Ишмаковых. Известен и его брат Ждан Васильев (Вайселев) сын Барышев, родоначальник династии Ждановых.

Необходимо отметить также и то, что с принятием российского подданства многие татарские феодалы потеряли свои княжеские и мурзинские титулы. Некоторые из татар-мишарей пытались вернуть свои прежние титулы. Так, представители рода Максютовых из деревни Кулаево (Мишкинский район РБ) (их родословная восходит к эмиру Идигею; с ними в родстве Бикбулатовы, Мансуровы, Сюндюковы и другие) по всем документам XVII-XVIII веков проходили как рядовые служилые татары. За успешную службу Максютовым было даровано дворянство, с этого времени они в метрических книгах и других документах начинают именовать себя князьями, как и далекие предки.

Происхождение Сулеймановых также связано с татарскими князьями. К сожалению, не сохранились рукописные истории рода, шэжэре. В сохранившихся же родословных многие татары-мишари указывают на свои княжеские (или же бийские) и мурзинские корни. В уже упомянутой выше деревне Тюрюшево (Ишмаево), где проживали выходцы из Алатырского уезда, сохранилось шэжэре Ишмаевых. Так вот, хотя российские власти и не признавали княжеского происхождения Ишмаевых, в родословных они помнили свои княжеские корни, именуя тех или иных представителей из генеалогической схемы биями.

Страница 24