Бузовьязовские династии и их шежере - стр. 12
В результате крестьянских реформ 1860-х годов и ликвидации кантонной системы управления в Оренбургской губернии многочисленное местное крестьянство получило гражданские права и могло заниматься хозяйственной и торговой деятельностью. Вместо военного административного управления создавалось волостное крестьянское самоуправление. В 1863 году многие селения нынешнего Кармаскалинского района вошли в Шмитовскую (центр – деревня Андреевка) волость Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, которые, в свою очередь, делились на сельские общества.
В пореформенный период Шмитовская волость представляла собой типичную сельскую глубинку Российской империи. Основу экономики края составляло сельскохозяйственное производство, а значит главную часть доходов, как крестьянина, так и помещика составляла продажа зерна и других сельскохозяйственных продуктов на ближайших рынках (базарах) и ярмарках.
Рисунок 10. Фрагмент карты Уфимской губернии. 1871 год.
К 1905 году в Шмитовской волости насчитывалось 35 селений и 17 хуторов частных владельцев. В волости насчитывалось 10224 жителя, которые «занимаются исключительно земледелием»21.
Сохранились свидетельства о Бузовьязах на страницах губернской прессы. В 1880 году на страницах газеты «Уфимские губернские ведомости» вышла статья А. Клеванова «Поездка в Табынск и Усолку». Автор пишет: «Снова уселись на тарантас и покатили на следующую станцию Ишлы. 18 верст дорога больше ровная, оврагов мало; в Ишлах нам пришлось оставить большую Оренбургскую дорогу и свернуть на проселочную, ведущую в Табынск. Верстах в 14 от Ишлов находится большое татарское селение Бузовьяз, где более тысячи домов и три мечети. В селении есть из жителей русский всего один – и тот содержит кабак. Ничего не может быть скучнее вида татарских деревень – ни деревьев, ни зелени около домиков; вообще татары не разводят никаких огородных овощей и вообще очень верны своей национальности: в русских селениях вы встречаете поселившихся там татар, а в татарских русских поселян вовсе нет и если бывают русские, то как торговые гости или содержатели кабаков. Да еще правда забыл волостные писари из русских, иначе быть не может. Если русские в отдаленных краях недолюбливают новизны, то татары еще более, и теперь они живут своим особенным миром, как жили 200 лет тому назад»22.
В конце XIX века земские статистики о деревне Бузовьязы записали так: «Дер.Бузовьязы – по ровному месту с легким скатом на юго-восток, при речке того же имени; по восточной границе протекает р.Узень, пригодная для мельниц; по ее течению есть несколько озер. Селение в центре надела. Последний передел был в 1883 году по ревизским душам, по следующей причине: в обществе образовалось до 36 выморочных душ, которые мир и решил, вместо отдачи в аренду, причислить к оставшимся душам. Пашут сабанами местного изделия. В селении 10 веялок. Кустарник по ровному месту в одном участке испорчен порубкой и скотом. В селении еженедельно базар, открытый 90 лет тому назад; доход с базара достигает ежегодно до 230 руб. Промыслы: у некоторых домохозяев имеются пчелы, однако за последние годы пчеловодство переводится. Население уходит на заработки в Уфу: нанимается на сельские работы, забирая деньги вперед зимою; сдельная плата: сжать десятину ржи или овса и связать в снопы – 2-2,5 руб., убрать одну десятину гречи или гороха с пахотной – 5-6 руб. (десятина – 3200 кв. саж.)»