Размер шрифта
-
+

Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунта Берка - стр. 21

. Пламенная речь молодого человека убедила лордов в решении оправдать Галифакса. Однако маркиз уже не желал возвращаться на прежнюю должность. В 1690 г. он подал в отставку и отошел от дел, уединившись в своем родовом поместье Роффорде. Тихие рощи, окружавшие старинный замок, располагали к литературной деятельности. Из – под пера Галифакса один за другим появляются настоящие шедевры публицистики: «Черновой набросок новой морской системы», «Советы избирателям парламента», «Мысли и рассуждения о политике», «Государственные принципы», «Мысли и рассуждения о морали», собрание афоризмов под названием «Мысли и рассуждения о разном». Судя по названиям работ, все они были написаны на основе личного опыта, наблюдений и суждений о людях, с которыми довелось общаться маркизу, о политиках и государственных деятелях, с которыми он бок о бок трудился в министерстве или в парламенте, о событиях, очевидцем которых становился. Однако перед нами предстают не просто мемуары удачливого политика и высокопоставленного сановника. Произведения Галифакса наполнены глубоким содержанием, в них присутствуют философские рассуждения, отличающиеся прозорливостью и мудростью политика и партийного лидера.

Ученые ХХ века высоко оценили литературные творения Галифакса. Гуч отмечал, что хотя маркиз и не создал какого – нибудь объемного труда, однако все его трактаты содержали «больше мыслей и рассуждений, нежели иные произведения подобного рода во всей английской политической литературе»62. На взгляд Рида, все произведения Галифакса, написанные на основе его практической деятельности – это «плод рассуждений политического мыслителя»63.

Произведения Галифакса носили просветительский характер. Галифакс проявлял интерес к вопросам происхождения государственной власти, формам ее правления, теориям «разделения» и «равновесия властей», гражданским и личностным свободам. Важное место в его творчестве занимали также вопросы религии, морали.

Галифакс являлся сторонником «договорного» происхождения государственной власти. На его взгляд, большая часть народа от природы «глуха и пассивна», потому и не способна к какому –либо «движению». Народ всегда нуждается в управлении. И подобно тому, как ребенок не может обойтись без наставника, так и народ не в состоянии лишиться своего правителя. Однако не следует забывать, предупреждал Галифакс, что «благосклонность народа кратковременна, тогда как его генв продолжителен», а потому народные массы не следует провоцировать на какие –либо антиправительственные выступления. В качестве одного из средств удержания народных низво в повиновении маркиз предлагал повзолить им «выискивать ошибки у тех», кто стоит над ними, т.е. у правителей. В трактате «Мысли и рассуждения о политике» Галифакс, касаясь выступлений народных масс против правителей, писал, что они всегда обречены на провал, поскольку народ не способен объединяться, тогда как «в единстве всегда больши силы, чем в численности». Не умея добиться единства в «правом деле», народ терпит поражение, а власти этим «гнусно пользуются». И все же Галифакс советовал правителям не провоцировать народ, если они не желают «опасных действий» с его стороны

Страница 21