Размер шрифта
-
+

Брест и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 12

Раввин Оренштеин инициировал открытие «Бикур холима» («Дома для вдов»).

В конце 18-го – начале 19-го столетия в городе жило 2840 евреев (или 70.9 процента от всех жителей города). К окончанию первой четверти 19-го столетия произошло увеличение числа евреев Бреста до 4522 человек.

В 1860-м году в Бресте жило 10320 евреев, составлявших 53,4 процента от всего населения.

Период в жизни евреев в конце 19-го столетия


Источник: http://virtualbrest.by/news38964.php


1877-м году в Бресте произошло строительство бесплатной лечебницы, дома и квартир для неимущих, а также «Талмуд-Торы» для пятисот мальчиков.

Большая работа проводилась Обществом вспомоществования неимущим евреям и их семьям под названием «Цдоко-Гдейло». Активностью отличалось «Дамское попечительство о больных и родительницах». Имело место существование организации помощи бедным еврейским людям на Пейсах. На всю империю гремела слава об иешивах Бреста. Они поддерживали ортодоксальный иудаизм. Очень авторитетными особами были такие раввины как Иешуа Надель, Йосеф-Бер Соловейчик, Иешуа Дискин.

В 1881-м году (в марте) террористы расправились с царем Александром Вторым, убив его. Выявилось, что среди заговорщиков оказалась Геся Гельфман мозырская еврейка. По этой причине в 1881-м – 1882-м годах евреев начали громить, из-за чего большое число евреев стало эмигрировать в Америку. Организаторами погромов был пущен слух о том, что царь, якобы, позволил бить евреев, поскольку хотел отомстить им за убийство отца-царя.

Согласно переписи, состоявшейся в 1897-м году, евреев в Бресте было 30608 человек, или 65.7 процента от численности всех жителей. Евреев среди ремесленников города было абсолютное большинство.

Порядка сорока процентов еврейского населения были заняты в сфере промышленного производства, тридцать пять процентов – в торговой сфере, пять процентов – в транспортной сфере и сфере связи, шесть процентов были задействованы в частной службе, семь процентов – в службе общественной и имели отношение к лицам свободных профессий.

Период жизни евреев в начале столетия 20-го

«Житель царского Бреста Х. Зоненберг, написавший в 1907 году проиудейскую Историю города Брест-Литовска, представляет последнюю как мирное развитие евреев, крепко привязанных к месту. Они не принимают активного участия в политике, – пишет автор, – но любят страну и преследуют изменников. Строго соблюдают законы своей религии, изучение книг которой и составляет чуть ли не всю их умственную и духовную пищу. Их развитие часто прерывается общими и специально на них обрушившимися несчастиями, обвинениями, изгнанием, преследованиями, вызванными вследствие зависти, неприятельских политических соображений, а главное, денежных споров».

Страница 12