Размер шрифта
-
+

Браки богов. Астропсихология любви - стр. 22

От старшего поколения младшее при этом отстраняется: идея формирует дистанцию и ценится больше родительской любви. Концепция жизни ребенка соответствует его социальной нише и впоследствии может не совпасть с родительской. (Например, дети покидают деревню и уезжают в город, где усваивают иные ценности.) Родители подспудно таят недовольство или выражают обиду на детей («больно зазнаются»), в этом отношении рождающее море Посейдона подымает бури против царя общества Зевса. Но уважают, так как ребенок лучше адаптируется к общественным ценностям культуры и с их позиции ведет более достойный образ жизни, чем они сами. В этом смысле Юпитер более прав, чем Нептун, и успокаивает его мятеж.

3. Праотец уходит на покой (Уран-Сатурн)

Взаимодействие этих архетипов описывает самый известный греческий миф, где Кронос оскопляет Урана, отстраняя его от дальнейшего творчества, но чаще в мифологии это мирная смена власти. Римский демиург и бог неба Янус делит власть с богом земли Сатурном, и оба они удаляются править на острова блаженных. Семитского Баалшамема, о котором мы ничего не помним, замещает его сын Эл/Илу, «отец лет», имя которого входит во все современные имена еврейского Бога и его ангелов. В африканской мифологии демиург Олорун («хозяин Неба») от людей далек и в их дела не вмешивается, передавая управление миром Обатале, творцу и покровителю людей. Австралийский Бунджил, создавший Вселенную и восседающий на облаках, наделяет своего сына властью на Земле, а дочь – на Небе и т. д.

Старшие уступают дорогу молодым, передавая им свои функции и опыт. Как боги-творцы, они оставляют следующему поколению уже обустроенную жизнь. Этот архетип отражает абхазская поговорка: «Дерево держится корнями, человек – родственниками». Старшее поколение непосредственно учит младшее прежде всего тем способностям, которыми владеет само. В психологическом смысле здесь можно вспомнить архетип «мудрого старца», описанный у Юнга. И в этом смысле старшие несут ответственность за младших: «за плохого сына бранят отца». Это консервативное отношение, где дети опираются на родителей и советуются с ними до старости. Оно более характерно для прежних веков, а в наши дни возможно, когда родители действительно профессионалы в своем деле.

Это отношение несомненно позитивно, когда родители и вправду мудры. Иначе оно формирует у младшего поколения узость взгляда на мир – преодолимую с трудом, поскольку она авторитетна. И здесь может всплыть и греческий сюжет об оскоплении Урана: убедившись в недееспособности идей предков или их самих, ребенок своевременно перехватывает инициативу и отстраняет их от дел, не дожидаясь, покуда они сами уйдут на покой (как это происходит в мифах, где доминирует изначальная, природная мудрость предков).

Страница 22