Брак – пристань целомудрия. По творениям святителя Феофана Затворника - стр. 1
Святые отцы о христианской семье
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р16-552-3765)
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2016
Предисловие
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть, Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Мк. 10, 6–9)
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
(Еф. 6, 1–4)
В этих коротких, но емких цитатах, взятых из Нового Завета, показана вся суть отношений между мужем и женой, а также между родителями и детьми.
Семья, в которой изначально правильно построены отношения между супругами и детьми, где краеугольным камнем всего является Церковь, сможет передать эти взаимоотношения из поколения в поколение. Брак, основанный на любви, доверии и вере, не разрушат никакие испытания, а только укрепят его.
В христианской семье должны быть уважение, любовь, сопереживание. Дети, понимающие, что родители являются их опорой и поддержкой, чтобы ни случилось, всегда будут помнить о родителях. И родители, в свою очередь, будут любить своих детей, несмотря ни на что. Яркий пример тому – известная притча о блудном сыне.
Большое значение имеет не только забота родителей о детях. Последние также должны уважать и почитать своих родителей. Пример всем – Иисус Христос, Который даже перед смертью думал о Своей матери: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 25–27).
Вопросы брака, семьи, взаимоотношения родителей и детей рассматривались многими святыми отцами. И святитель Феофан Затворник (1815–1894), который является учителем христианской жизни, здесь не исключение. В своих творениях он большое значение придает созданию именно христианской семьи, вопросам вступления в брак, отмечая, что семейное благополучие во многом связано с тем, чтобы все знали и выполняли свои обязанности.
Наставления свт. Феофана Затворника помогают людям и в настоящее время.
Каждое его слово настолько глубоко и содержательно, что проникает в душу, заставляя по-новому взглянуть на жизнь.
Данная книга поможет тем, кто собирается основать христианский брак. Тем, у кого проблемы в семье, поможет их решить. Родители найдут в книге те способы воспитания, которые из ребенка помогут сделать настоящего христианина. Также она пригодится всем интересующимся духовной жизнью.
Юлия Коннова
И в семейном быту спасаются
Решение произнесено, но когда и как его исполнить, на это надо пождание терпеливое. Нельзя рвануться вдруг при Вашей обстановке, когда все, как ожидаете, будет поперек. Родительское благословение – первое условие. Его надо выждать. [9, с. 301]
Гражданство и семейство – благословенны у Бога; потому не должно отрешаться от них или презирать, равно как и все, принадлежащее к их существенному благоустроению. [7, с. 442–443]
О брачных союзах рассуждать очень мудрено. Усложнилось дело. Есть жены – ведьмы, есть мужья – лютые звери. Тот муж бежит от жены; здесь жена – от мужа… а плоть своего требует… А в молодости – вспышки любвишки… и пошли ребятишки. Дело идет не о признании законности незаконного сожительства, а об обеспечении детей, ничем неповинных. Мне думается, можно бы так решить: оставляя незаконность на челе рождающих, признавать законным воспитание и пристроение рожденных и требовать его от родивших, – не перенося пятна со лба родивших на рожденных, – когда они вступят в черед живущих в обществе… ибо они не виноваты. [13, с. 233]