Божественный лик Византии
1
Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб., 1999. С. 691.
2
Быт. 14: 17—20.
3
Евр. 7: 7.
4
Асмус Валентин, протоиерей. Царь в Библии // Православная государственность: 12 писем об Империи / сб. ст. под ред. А.М. Величко, М.Б. Смолина. СПб., 2003. С. 230.
5
Быт. 31: 19, 29—30.
6
Быт. 41: 37 – 39.
7
Исх. 8: 8.
8
Исх. 9: 27, 28.
9
Исх. 18: 1, 8, 9.
10
Исх. 18: 10—12.
11
Исх. 18: 27.
12
Чис. 22: 2—19.
13
Стронин А. История общественности. СПб., 1885. С. 15, 16.
14
Исх. 6: 9.
15
Исх. 14: 31.
16
Исх. 32: 1—6.
17
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социальноэкономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. СПб., 1882. С. 204.
18
Исх. 19: 3—6.
19
Исх. 20: 1—5, 23.
20
Исх. 22: 18.
21
Исх. 22: 20.
22
Втор. 15: 6—18.
23
Напр.: Лев. 1: 3—16; 2: 11—16.
24
Напр.: Лев. 14: 19—21;16: 1—5.
25
Чис. 1: 47—53.
26
Лев. 21: 7.
27
Лев. 21: 21.
28
Чис. 8: 23—26.
29
Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. М., 1997. С. 127.
30
См., напр.: Лев. 23: 31.
31
Втор. 11: 18, 19.
32
Втор. 6: 2.
33
Втор. 6: 20—24.
34
Втор. 8: 19.
35
Втор. 8: 7—9.
36
Чис. 26: 65.
37
Чис. 1: 2.
38
Исх. 22: 19.
39
Лев. 20: 13.
40
Втор. 25: 5, 6.
41
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 62, 63.
42
Втор. 25: 7—10.
43
Втор. 7: 7, 8.
44
Втор. 9: 6.
45
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 207, 208.
46
Лев. 19: 33, 34.
47
Мф. 22: 39.
48
Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 54.
49
Там же. С. 127.
50
Лев. 19: 10; 23: 22.
51
Исх. 22: 21.
52
Исх. 23: 9.
53
Лев. 17: 3.
54
Лев. 22: 18, 19.
55
Лев. 20: 1, 2.
56
Лев. 17: 10.
57
Лев. 24: 22.
58
Чис. 9: 14.
59
Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. С. 139, 140.
60
Исх. 23: 32, 33.
61
Лев. 18: 3—5.
62
Исх. 23: 23, 24.
63
Исх. 34: 15, 16.
64
Чис. 33: 55.
65
Кураев Андрей, диакон. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге третьего тысячелетия. М., 2001. С. 149—151.
66
Василиадис Н. Библия и археология. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 132.
67
Втор. 7: 2, 4.
68
Втор. 7: 25.
69
Втор. 12: 31.
70
Чис. 31: 15—20.
71
Втор. 2: 2—13.
72
Втор. 20: 10—18.
73
Чис. 1: 2—4.
74
Чис. 11: 16, 17.
75
Исх. 18: 14—26.
76
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 207.
77
Чис. 1: 4.
78
Исх. 18: 17—26.
79
Исх. 18: 13.
80
Исх. 32: 26—28; Чис. 25: 3, 5.
81
Нав. 1: 6.
82
Нав. 1: 10—15; 2: 1; 6: 5; 7: 16.
83
Суд. 1: 2, 3.
84
Суд. 2: 16—19.
85
Суд. 3: 15, 30.
86
Суд. 4: 4, 5.
87
Суд. 8: 22.
88
Суд. 8: 23.
89
Быт. 17: 6. Чис. 24: 7. Втор. 28: 36.
90
Сапожников А.А. О царской власти с Библейской точки зрения. СПб., 1899. С. 8.
91
Там же.
92
1 Цар. 8: 20.
93
1 Цар. 8: 18.
94
Суд. 9: 2—6.
95
Суд. 9: 5.
96
Суд. 9: 16.
97
Суд. 9: 53— 56.
98
Суд. 10: 1—3.
99
Суд. 11: 29; 12: 9.
100
Суд. 12: 8—15.
101
Суд. 21: 25.
102
Пс. 28: 11.
103
См., напр.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православнодогматическое богословие. В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 548, 549.
104
Там же. С. 551.
105
1 Цар. 12: 13, 14.
106
1 Цар. 16: 1.
107
1 Цар. 16: 13, 14.
108
2 Цар. 1: 11, 17.
109
3 Цар. 14: 8.
110
3 Цар. 2: 12.
111
3 Цар. 3: 5, 12, 15.
112
3 Цар. 4: 29.
113
4 Цар. 23: 4—20.
114
4 Цар. 23: 25.
115
Втор. 17: 14, 15.
116
Втор. 17: 15.
117
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 242.
118
Втор. 17: 18, 19, 20.
119
2 Цар. 6: 13—14, 18.
120
2 Цар. 8: 15.
121
2 Цар. 19: 27.
122
3 Цар. 2: 35.
123
См., напр.: 3 Цар. 8: 14; 8: 55.
124
3 Цар. 2: 35; 3: 4, 3, 5, 12, 15; 10: 25.
125
2 Пар. 30: 25.
126
2 Пар. 30: 18—20.
127
4 Цар. 13: 2.
128
3 Цар. 11: 14—26.
129
3 Цар. 16: 1—3.
130
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 248.
131
См.: Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. С. 541.
132
Иов. 8: 8, 10.
133
Иоанн Зизилуас, митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. БогородицеСергиева пустынь, 2009. С. 22, 23.
134
«Первое послание святого отца нашего Григория, папы Римского, к императору Льву Исаврянину»// «Деяния Вселенских Соборов» (далее – «ДВС»). В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 325.
135
«Письмо Григория III к Карлу Мартеллу» // «История Средних веков. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476—768)»: сост. М.М. Стасюлевич. СПб. – М., 2001. С. 473, 474.
136
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта// Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Прииск Понтийский. Сказания Прииска Понтийского. Рязань, 2005. С. 345.
137
Рансимен С. Восточная схизма// Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 29.
138
Никифор, патриарх Константинопольский. Краткая история со времени после царствования императора Маврикия. Ч. II.
139
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 375, 378.
140
Асмус Валентин, протоиерей. Лекции по истории Церкви. Лекция № 12.
141
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. СПб., 2007. С. 603—606.
142
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 426, 427.
143
Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). Киев, 1883. С. 486, 487.
144
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». СПб., 2009. Кн. II. Главы 18, 19. С. 48, 49.
145
Шафф Филип. История христианской Церкви. Т. 4. СПб., 2008. С. 291, 292.
146
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб., 2011. С. 48.
147
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 343.
148
Баранов В.А. Иконоборчество//Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 37.
149
Норвич Джон. История Византии. М., 2009. С. 196.
150
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. С. 583, 584.
151
«История Византии»/ под ред. С.Д. Сказкина. В 3 т. Т. 2. М., 1967. С. 53.
152
Норвич Джон. История Византии. С. 164.
153
«ДВС». Т. 2. СПб., 1996. С. 207, 208; «ДВС». Т. 3. СПб., 1996. С. 28, 29.
154
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». Кн. IV. Гл. 7. С. 104.
155
Асмус Валентин, протоиерей. Лекции по истории Церкви. Лекция № 12.
156
Смирнов Ф.А. Иконоборчество//Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 596.
157
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. С. 29.
158
Остроумов М.А. Догматическое значение Седьмого Вселенского Собора. СПб., 1884. С. 60, 61, 64, 65.
159
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 564, 565.
160
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. С. 35.
161
«Первое послание святого отца нашего Григория, папы Римского, к императору Льву Исаврянину»// «ДВС». Т. 4. С. 325.
162
Баранов В.А. Иконоборчество. С. 32.
163
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. С. 35, 41, 42.
164
Лемерль Поль. Первый византийский гуманизм. СПб., 2012. С. 155.
165
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 370, 381, 382.
166
«ДВС». Т. 4. С. 350, 351, 358.
167
Баранов В.А. Иконоборчество. С. 43.
168
«ДВС». Т. 4. С. 500, 501.
169
«ДВС». Т. 4. С. 345, 349.
170
Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011. С. 219
171
«Высочайшая и благочестивейшая грамота, отправленная августейшими Константином и Ириной к святейшему и блаженнейшему Адриану, папе древнего Рима»// «ДВС». Т. 4. С. 334, 335.
172
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 399, 400.
173
«Послание Адриана, святейшего папы древнего Рима к Константинопольскому патриарху Тарасию» //«ДВС». Т. 4. С. 382.
174
«Благочестивейшим государям и светлейшим императорам и победоносцам, возлюбленнейшим в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе чадам, августейшим Константину и Ирине» //«ДВС». Т. 4. С. 380.
175
Острогорский Г.А. История Византийского государства. С. 245.
176
Альфан Луи. Великие империи варваров. М., 2006. С. 184.
177
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. В 2 т. Т. 1. Пг., 1916. С. 659—661.
178
Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 т. Т. 2. М., 2001. С. 418, 419.
179
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. С. 671.
180
Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб., 2008. С. 356.
181
Острогорский Г.А. История Византийского государства. С. 321.
182
«Продолжатель Феофана. Жизнеописания Византийских царей». Кн. IV. Гл. 2. С. 101.
183
Острогорский Г.А. История Византийского государства. С. 263.
184
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности// Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 60, 61.
185
Шеррард Филипп. Греческий Восток и латинский Запад. С. 44.
186
Каплан Мишель. Византия. М., 2011. С. 249.
187
Браунворт Ларс. Забытая Византия, которая спасла Запад. С. 11, 12.
188
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. Киев – СПб., 1889. С. 10.
189
Дюшен Л. История древней Церкви. В 2 т. Т. 2. М., 1914. С. 95, 96.
190
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 139, 140.
191
Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 2. С. 102, 103.
192
Иоанн (Соколов), архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб., 1851. С. 115.
193
Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 204.
194
Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 159.
195
Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. Казань, 1903. С. 50, 51. Ср.: «Деяния Вселенских Соборов». В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 266—270.
196
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 554—556.
197
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 315, 316.
198
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории ВизантийскоВосточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. С. 105, 106.
199
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории ВизантийскоВосточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. С. 30—34.
200
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 436.
201
«Список высочайшего повеления Юстиниана августа, посланного к Иоанну, папе города Рима, в подтверждении Шестого Собора Константинопольского» // «ДВС». Т. 4. С. 264, 265.
202
См.: «Деяния Вселенских Соборов». Т. 4. С. 266, 267. См. также: Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). Киев, 1883. С. 393.
203
Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела// История со времен царствования Иоанна Комнина. Кн. 3. Гл. 3. Рязань, 2003. С. 185—189.
204
Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Кн. 2. Гл. 3. Рязань, 2003. С. 57, 58.
205
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. С. 584.
206
«Св. Григорий Палама»// Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 11—14.
207
Скабаланович Н.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии// Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. Т. 2. СПб., 2004. С. 317, 318.
208
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 427, 428.
209
Асмус Валентин, протоиерей. V Вселенский Собор//Журнал Московской Патриархии № 12, 2003. С. 46.
210
«Деяния Вселенских Соборов». Т. 1. СПб., 1996. С. 282—286.
211
Тьерри Аммадей. Ерисиархи V века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006. С. 107, 108.
212
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 581.
213
Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. Киев, 2004. С. 447.
214
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 303.
215
См. об этом: 1) Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. М., 2001. Т. 3. С. 221; 2) Лебедев А.П. История Константинопольских Соборов IX века. СПб., 2001. С. 266—268.
216
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 199.
217
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 327.
218
Горчаков Михаил, протоиерей. Вселенские Соборы // Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 385.
219
Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 2. С. 102.
220
Цыпин Владислав, протоиерей. Вселенский Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 566.
221
Павлов А.С. Курс церковного права. С. 204.
222
Покровский А.И. Соборы Древней Церкви с эпоху первых трех веков. Сергиев Посад, 1914. С. 95—134.
223
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 51, 52. См. также: Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. С. 37.
224
См., напр.: Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 79—82.
225
«Деяния Вселенских Соборов». Т. 4. С. 342, 349, 350, 351, 354, 366.
226
Там же. С. 395, 396.
227
Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная Церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). С. 228, 229.
228
Петр Люилье, архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 89, 90.
229
Гидулянов П.В. Из истории развития церковноправительственной власти. Восточные патриархи в период первых четырех Вселенских Соборов. Ярославль, 1908. С. 58, 59, 70.
230
Мышцын В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. М., 2020. С. 78.
231
Солодовников В. Ранние соборы. Меровингская Галлия VI—VIII вв. М., 2004. С. 17, 18, 20.
232
Там же. С. 31—39.
233
«Вселенские Соборы». Издание СвятоУспенской Почаевской Лавры, б/г. С. 7, 8.
234
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 5, 6.
235
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 155, 156.
236
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 360—361.
237
«Речь Императора Константина святому Собору»// «ДВС». Т. 1. С. 39.
238
«Грамота Императоров Феодосия и Валентиниана к епископу Александрийскому Кириллу»// Там же. С. 208.
239
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 153, 154.
240
Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 14, 15.
241
Там же. С. 7.
242
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. С. 5, 8, 66, 67.
243
Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского богословского института. М., 2002.
244
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. С. 65, 66, 103—107.
245
«Речь Императора Константина святому собору»// «ДВС». Т. 1. С. 44.
246
«Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария»// Там же. С. 79.
247
Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 139.
248
Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. 18.
249
«ДВС». Т. 1. С. 391.
250
Михаил, иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). Казань, 1901. С. 127, 128.
251
Там же. С. 55.
252
Коновалов А.В. О церковном праве и церковном суде // «Имперское возрождение». №1 (5). 2006. С. 45.
253
Соколов П. Церковноимущественное право в Грекоримской Империи. Опыт историкоюридического исследования. Новгород, 1896. С. 92—94.
254
Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 9.
255
Прокошев П. Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римовизантийского процессуального права. Казань, 1900. С. 64—67.
256
Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии // Соколов И.И. Соч. СПб., 2003. С. 227, 235, 236.
257
Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 35—37.
258
Соколов П. Церковноимущественное право в Грекоримской Империи. Опыт историкоюридического исследования. С. 125, 137.
259
Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 40—42.
260
Прокошев П. Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римовизантийского процессуального права. Казань, 1900. С. 52—56, 59, 61.
261
Там же. С. 63.
262
Там же. С. 93, 94.
263
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 268.
264
Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861. С. 62.
265
Цит. по: Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 95, 96.
266
Павлов А.С. Курс церковного права.С. 330.
267
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 519—524.
268
«Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария»// «ДВС». Т. 1. С. 79.
269
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 320, 321.
270
Там же. С. 324, С. 321.
271
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 320, 321, 329.
272
Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. В 2 вып. Вып. 1. М., 1874. С. 78.
273
См.: Величко А.М. Нравственные основы права // Величко А.М. Нравственные и национальные основы права. СПб., 2002. С. 8—10.
274
Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 году до 1821 года. СПб., 2006. С. 20.
275
Второй Ватиканский Собор. Конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 30.
276
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 198.
277
Асмус Валентин, протоиерей. Святитель Епифаний Кипрский // Журнал Московской Патриархии. № 5. 2003. С. 71.
278
Цит. по: Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 48.
279
Джероза Либеро. Каноническое право. М., 1996. С. 343, 344.
280
Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 2. Ярославль, 1890. С. 39.
281
Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 1. Ярославль, 1889. С. 261, 262.
282
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006. С. 126.
283
Второй Ватиканский Собор. Конституция. Декреты. Декларации. С. 26, 27.
284
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 123.
285
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 202.
286
Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. С. 208.
287
Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. С. 206, 207.
288
Огицкий Д.П. Первый Ватиканский собор (1869—1870) // Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. С. 316.
289
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007. С. 15, 16.
290
Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. По поводу книги профессора А.С. Павлова «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и древнерусского церковного права». Ярославль, 1893. С. 137.
291
Там же. С. 138.
292
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 58—63.
293
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 140.
294
Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей //Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. 33.
295
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. М., 1998. С. 33.
296
Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей. С. 12.
297
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 62.
298
Шафф Ф. История христианской Церкви. В 7 т. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). СПб., 2007. С. 212.
299
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 292—319.
300
Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006. С. 48.
301
Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. Т. 1. СПб., 1996. С. 293.
302
Там же. С. 301.
303
Владимир (Гетте), архимандрит. Римское папство как основа раскола Церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной церковью. М., 2007. С. 58, 59, 73.
304
Болотов В.В. Притязания римского епископа на главенство в Церкви Вселенской: римский епископ как папа // Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 201, 202.
305
Послание Льва, епископа города Рима, к императору Феодосию, которым просит его, чтобы особенный собор был назначен в Италии и более ни в каком ином месте; потому что собор Эфесский составлен был вопреки канонам (и деяния его считаются незаконными и неправильно совершенными)»// «ДВС». В 4 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 33
306
«Послание папы Льва ко второму собору Эфесскому»// «ДВС». Т. 2. С. 27, 28.
307
«Высочайшие послания, отправленные от государя нашего Валентиана и блаженной памяти Плакиды и достопочтимой императрицы Евдокии к священной памяти Феодосию, чтобы он повелел созвать собор в странах Италии»// Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 42.
308
«Послание Галлы Плакиды к Пульхерии Августе, в котором осуждается второй Эфесский собор»// «ДВС». Т. 2. С. 44.
309
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 87, 88.
310
Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 66.
311
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 101.
312
Гиббон Э. Закат и падение Священной Римской империи. В 7 т. Т. 5. М., 2008. С. 243.
313
«ДВС». Т. 3. С. 159.
314
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 131.
315
«Послание, отправленное от Святого Собора к святейшему папе Римской церкви Льву (о всех вообще деяниях)»// «ДВС». Т. 3. С. 168.
316
Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). С. 219, 222.
317
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 34.
318
Там же. С. 36.
319
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 137.
320
Там же. С. 141, 142, 143.
321
Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. С. 93.
322
«Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел от жизни»// «ДВС». В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 13.
323
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. С. 573, 574.
324
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 279.
325
Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. СПб., 1876. Кн. 1. С. 241.
326
Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. Т. 1. М., 1869. С. 138.
327
Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 102, 103.
328
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историкокритический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. С. 138—140.
329
Там же. С. 101.
330
Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. С. 250—251.
331
Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. С. 92.
332
Там же. С. 93.
333
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 77.
334
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 6.
335
Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 56—59.
336
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 110.
337
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001. С. 263—264.
338
Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. С. 134.
339
Там же. С. 147, 148.
340
Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. Минск, 2000. С. 403—411.
341
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 167, 168.
342
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 197.
343
Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. Кн. 5. Гл. 9. С. 180.
344
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 138.
345
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 278.
346
Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПб., 2001. С. 32—42.
347
Фазоли Джина. Короли Италии. СПб., 2007. С. 144, 154.
348
Дилль Ш. История Византийской Империи. М., 1948. С. 80, 81.
349
Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. Т. 3. М., 2002. С. 392.
350
Там же. С. 245, 384, 385.
351
Фазоли Джина. Короли Италии. С. 144.
352
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 59.
353
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. В 2 т. Т. 1. От апостольского века до разделения церквей. Пг., 1916. С. 673, 674.
354
Там же. С. 683, 684.
355
Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901. С. 57.
356
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 136.
357
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 67—74.
358
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 197—200.
359
Там же. С. 76, 77.
360
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 77—82.
361
Там же. С. 86—91.
362
Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 65, 66.
363
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 897.
364
Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 69.
365
Там же. С. 70.
366
Там же. С. 72, 73.
367
Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма // Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 262, 263.
368
Там же. С. 266.
369
Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 97.
370
Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма. С. 269—270.
371
Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне //Лиутпранд, епископ Кремонский. Антаподонис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2006. С. 114.
372
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 898.
373
Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне. С. 122.
374
Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма. С. 273—276.
375
Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С. 283.
376
Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С. 286.
377
Там же. С. 301—304.
378
Бойцов М.А. Сидя на алтаре // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. М., 2006. С. 193, 196, 199.
379
Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. С. 291.
380
Варьяш И.И. Священное право короля творить право// Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. С. 55.
381
Цатурова С.К. Священная миссия королясудии, ее вершители и их статус во Франции XIV—XV вв.// Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. С. 81.
382
Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. СПб., 2007. С. 36, 37.
383
Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 154.
384
Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. С. 34.
385
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 148.
386
Функ Ф.К. История христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. М., 1911. С. 382.
387
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2006. С. 770, 771.
388
Лефевр Марсель, архиепископ. Они Его предали. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007. С. 295.
389
Огицкий Д.П., Козлов Максим, священник. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 72, 73.
390
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. Области восточных патриархов Православной Церкви до IX века. Казань, 1899. С. 118.
391
Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. Т. 3. СПб., 1996. С. 24, 25.
392
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 67, 68.
393
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстринский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 256—258.
394
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстринский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 258.
395
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 70.
396
Там же. С. 76.
397
Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. Т. 1. СПб., 2003. С. 191—194.
398
Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 51.
399
Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 5. С. 241.
400
Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 241.
401
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. С. 240.
402
Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 157.
403
«Послание, отправленное от Святого Собора к святейшему папе Римской церкви Льву (о всех вообще деяниях)». С. 168.
404
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 74—77.
405
«Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом». СПб., 2007. С. 170, 171.
406
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. С. 9.
407
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 468.
408
«ДВС». Т. 3. С. 70.
409
Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. Т. 2. СПб., 2003. С. 215—216.
410
Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 77.
411
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 86.
412
Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 225.
413
«Послание Льва, архиепископа Римского, к благочестивейшему императору Феодосию»// «ДВС». Т. 2. С. 23.
414
«Послание императрицы Ликинии Евдоксии к Феодосию (о возмущении Церкви кафолической)»// «ДВС». Т. 2. С. 43.
415
«ДВС». Т. 3. С. 68, 70.
416
Асмус Валентин, протоиерей. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784—847). М., 1997 (рецензия) // Богословский вестник. № 4. 2004. С. 501.
417
Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. Т. 2. М., 2001. С. 488—489.
418
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 767.
419
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 191, 192.
420
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 2. С. 482, 488, 489, 514, 518, 519.
421
Шафф Ф. История христианской Церкви. В 3 т. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). С. 222—223.
422
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 189.
423
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. С. 120, 121.
424
Болотов В.В. История Вселенской Церкви в период Вселенских Соборов. С. 424, 426.
425
«ДВС». Т. 4. С. 213.
426
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 569, 570.
427
См.: «Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел из сей жизни»// «ДВС». Т. 4. С. 13.
428
Дилль Ш. История Византийской Империи. М., 1948. С. 68.
429
Скабаланович Н.А. Разделение церквей при Михаиле Керулларии// Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. Т. 2. СПб., 2004. С. 264, 265.
430
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001. С. 263, 264.
431
Там же. С. 283, 284.
432
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 866—868.
433
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. С. 208, 209.
434
См., напр.: Герцберг Г.Ф. История Византии. М., 1896. С. 139. Ср.: Васильев А.А. История Византийской Империи. В 2 т. Т. 1. СПб., 1998. С. 436, 437.
435
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 868.
436
Скабаланович Н.А. Разделение церквей при Михаиле Керулларии. С. 265, 266.
437
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 270.
438
Дилль Ш. История Византийской Империи. С. 92.
439
Красножен М. Толкователи канонического права Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев, 1911. С. 71, 72.
440
Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковногосударственных отношений в Византии. С. 131.
441
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 175, 176.
442
Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковногосударственных отношений в Византии. С. 126, 127,
443
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 295.
444
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 302.