Бонсай - стр. 7
Как таковое искусство современного бонсай возникло в эпоху Мэйдзи. Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях. В эпоху Мэйдзи наиболее подходящими для бонсай считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно было налажено их производство и обжиг по китайским образцам в Японии. Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование – высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 200–300. Развивались и методы любования бонсай. В те годы он был главным образом садовым растением и украшением сада, в дом бонсай заносили только на короткое время. Он ставился в нишу-токонома и должен был гармонировать с комнатой. Помимо украшения домашней ниши, бонсай стали выставлять при проведении чайных церемоний. Тогда же начали публиковать исследования о бонсай, критические статьи, создавать ассоциации, выпускать журнал «Новости искусства бонсай».
С конца эпохи Мэйдзи бонсай выходит далеко за пределы Японии. Первые выставки бонсай были проведены в начале XX века в Англии и Франции, в это же время появились и первые книги на эту тему. Запад открывает для себя новую экзотическую страну. Японские гравюры контрабандой попадают в Европу, постепенно подготавливая переворот в живописи. Японское декоративное искусство оказывает огромное влияние на стиль эпохи Ар Нуво (модерн). Круги от «прыгнувшей в пруд лягушки» разошлись по всему миру. Именно в это время бонсай приобретает те эстетические черты, которые характеризуют его и сегодня.
Вступление Японии во Вторую мировую войну вторично нанесло искусству бонсай жестокий удар. Но послевоенная оккупация Японии широко открыла западному миру все еще малознакомую и экзотичную дальневосточную культуру. Военные, возвращаясь с двух мировых войн, увозили в своих багажах маленькие диковинные деревца. И в Европе, и в Америке составляются первые коллекции. После периода запустения и небрежения вместе со стабилизацией жизни началось и возрождение бонсай.
Сейчас в 30 странах мира существует около 120 организаций, объединенных в Международную ассоциацию бонсай. Ежегодные выставки стали традиционными для любителей этого искусства в США, Чехии, Словакии, Германии и других странах. Более 600 тысяч карликовых деревьев выращивается в различных уголках земного шара. Однако одна из самых крупных коллекций находится в саду японского императора. Некоторым растениям здесь более 300–400 лет. Бережно, как дорогие реликвии, передаются они из поколения в поколение. Сегодня музеи и собрания этого неумирающего искусства появились в Испании, Италии, Австралии, Таиланде. В Америке и Канаде основу заложили коллекции, подаренные иммигрантами из стран Юго-Восточной Азии. В Китае, пострадавшем от культурной революции, возрождается интерес к собственным традициям и благодаря усиленному экспорту на Запад китайский бонсай приобретает былую значимость. Искусство бонсай становится интернациональным.