Бонсай - стр. 2
• сосуд – простой формы и неброской окраски;
• композиционное соответствие дерева и сосуда.
Бонсай, как и все на Востоке, подчиняется твердо установленным правилам. Культура бонсай предусматривает определенные основополагающие решения, агротехнику и методы. Существуют довольно строгие каноны, регламентирующие все, что относится к бонсай, – форму растений, соответствие растения и контейнера, приемы демонстрации, сочетаемость растений в композиции и прочее.
История бонсай
История этой своеобразной области растениеводства уходит в глубь столетий. Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около двух тысячелетий назад. Сам термин «бонсай» произошел от японского произношения изначально китайских иероглифов «пан-сан» («пэнь-цзай») или «пан-чинг», что в переводе означает «дерево в чаше» или «выращивание в чаше». Одна из легенд гласит, что карликовые сады заботливые мужья создавали для своих жен, ноги которых, изуродованные пеленанием, не были приспособлены для прогулок по настоящим садам. Еще одна легенда повествует, что некий император повелел создать у себя во дворе миниатюрную копию всей империи – города, реки, горы. Для этой копии и создавались миниатюрные деревья. Лицезрение императорской игрушки запрещалось под страхом смерти всем, кроме Сына Неба.
Первые же дошедшие до нас изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань – 200 годом до н. э. Обычай выращивать карликовые деревья в контейнерах или на подносах был частью необыкновенно разработанной в Китае садоводческой культуры. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева. Стоит отметить, что все агротехнические приемы, которые используются сейчас, были известны уже во времена Сунской династии. Постепенно китайский пан-сан становится излюбленным хобби интеллектуалов, посвящавших созерцанию и поиску необычного и в природе, и в искусстве свое «приятное время для досуга и размышлений». В 400 году н. э. в Китае пан-сан уже широко практиковался. Великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699–759) стал, как бы мы сейчас сказали, «активным популяризатором» искусства «пейзажей в горшках». Однажды он вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В дальнейшем он стал высаживать, растить и, естественно, художественно запечатлевать и карликовые деревья. А главной фигурой артистического Китая становится художник-любитель, «профессиональный» дилетант и эрудит, для которого занятия поэзией, живописью, каллиграфией и садоводством являлись изысканным удовольствием, а не источником дохода. Главное в жизни такого эстета – не изобрести и использовать, а найти и пережить. Созерцание природы вносит творческий импульс, обостряет восприятие и дает пищу уму и чувствам.