Размер шрифта
-
+

Большой словарь цитат и крылатых выражений - стр. 6

→ «Меня называют разбойником, потому что у меня только одно судно…» (Ан-745).

18 Мир сотворен не во времени, а вместе с временем.

«О Граде Божием», ХI, 6 ▪ Августин, 3:471

Согласно Платону, «время возникло вместе с небом» («Тимей», 38b). ▪ Платон, 3(1):519.

19 Зло не есть какаялибо сущность; но потеря добра получила название зла.

«О Граде Божием» (413–427), ХI, 9
▪ Августин, 3:476

Это – общее место христианского богословия, восходящее к «Эннеадам» Плотина (I, 8, 5; III, 2, 5). ▪ Плотин, 1:275, 3:134.

20…Из сопоставления противоположностей <…> образуется красота мира.

«О Граде Божием», ХI, 19 ▪ Августин, 3:487

21 Если я ошибаюсь, я существую (Ошибаюсь, следовательно, существую). // Si <…> fallor, sum.

«О Граде Божием», XI, 26 ▪ Markiewicz, s. 29

22 * Бог велик в самом малом. // Maximus in minimis Deus.

Контаминация цитат: «Бог такой же великий Художник в великом, как и не меньший в малом» («О Граде Божием», ХI, 22); «[Бог] велик в великом, но не мал в малом» («Против недруга закона и пророков», II, 12, 42).

▪ Августин, 3:491; sant-agostino.it/latino/contro_avversario/contro_avversario_2_libro.htm.

→ «Великий в малом и малый в великом» (К-611).

23…Добродетели [язычника] <…> скорее пороки, чем добродетели.

«О Граде Божием», XIX, 25 ▪ Августин, 4:366

Отсюда: «Добродетели язычников суть блестящие пороки» («Virtutes paganorum [или: gentium] splendida vitia»). В такой форме изречение стало цитироваться лишь в Новое время, напр. в «Опытах теодицеи» Лейбница (1710), § 259. ▪ CzelinskiUesbeck M. Der tugendhafte Atheist. – Würzburg, 2007, S. 31.

В форме «блестящие грехи» («splendida peccata») приведено у итальянского протестанта Пьетро Мартире Вермильи (Петра Мученика) (Pietro Martire Vermigli, 1499–1562). ▪ «Notes and Queries», 1876, № 135, p. 87.

24 За это [первородный грех] осуждена вся масса человеческого рода <…>; и <…> на некоторых открывается вся сила благодати, на остальных же – вся сила правосудного отмщения. <…> Но в последнем состоянии находится гораздо большее число, чем в первом.

«О Граде Божием», XXI, 12 ▪ Августин, 4:472

Отсюда: «Масса осужденных (погибающих) грешников» – «Massa damnata (massa peccati, massa perditionis)».

25…Искра разума, с которой он [человек] сотворен по образу Божию.

«О Граде Божием», ХХII, 24
▪ Августин, 4:562; santagostino.it/latino/cdd/cdd_22_libro.htm

С XII в. выражение «искра разума» («scintilla rationis», лат.) стали использовать богословысхоласты. ▪ litpress.org/excerpts/0814659578.htm. Вероятно, отсюда более позднее: «искра Божия» («scintilla Dei»).

Страница 6