Большой словарь цитат и крылатых выражений - стр. 28
Отсюда: «собака Алкивиада».
АЛКУИН
(Alcuin, 735?—804),
170 Мы не должны слушать тех, кто говорит: «Глас народа – глас Божий», ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием.
Письмо к Карлу Великому (ок. 800 г.)
▪ Gefl. Worte, S. 304
Выражение «Глас народа – глас Божий» («Vox populi, vox Dei», лат.) встречается здесь впервые.
Гомер называл «народную молву» «вестницей Зевса» («Илиада», II, 94). По Гесиоду, «молва, звучащая из уст многих, <…> сама есть некое божество» («Труды и дни», 763–764). У Сенеки Старшего: «Речь народа священна» («Sacra populi lingva est») («Контроверсии», I, 1, 10). ▪ Бабичев, с. 877–878.
В Ветхом Завете: «…они [старейшины Израиля] сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас <…>. / И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:5, 8:7). Окончательная форма выражения восходит к латинскому переводу Библии (Ис., 66:6); в синодальном переводе: «…Шум из города, голос из храма, голос Господа». ▪ Kasper, S. 62.
Ср. также: «Глас народа Христа распял» (Вл. Даль, «Пословицы русского народа»).
АЛМАЗОВ, Борис Николаевич
171 Широки натуры русские —
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.
«Учено-литературный маскарад. Интермедия в одном действии» (1863)
▪ Адамантов Б. [Алмазов Б.] Диссонансы. – М., 1863, с. 115
Эти слова в сатире Алмазова произносит славянофил Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886).
АЛОИЗИЙ Гонзага (св. Алоизий)
172 Как это соотносится с вечностью? (Насколько это важно для вечности?) // Quid hoc ad aeternitatem? (лат.)
Вопрос, который, по преданию, постоянно задавал себе св. Алоизий. ▪ Hildebrand D. Ethik. – Stuttgart, 1973, S. 75. Позднее эти слова стали приписывать также Бернару Клервоскому (1090–1153).
→ «Что сделал я для Христа?» (Л-551).
АЛТАУЗЕН, Джек
173 Я предлагаю / Минина расплавить,
Пожарского. / Зачем им пьедестал?
Довольно нам / Двух лавочников славить.
Их за прилавками / Октябрь застал.
Случайно им / Мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы подстать.
Подумаешь, / Они спасли Рассею!
А может, лучше было б не спасать?
«Вступление к поэме» (1930)
▪ «30 дней», 1930, № 8, с. 66
Публиковалось также под загл. «Литературный манифест. Из вступления к поэме» («Рабочая Москва», 27 сент. 1930).