Большой словарь цитат и крылатых выражений - стр. 20
119 У меня нет совести. У меня есть только нервы.
«Слова пигмея» (1923–1926), главка «Я»; пер. Н. Фельдман
▪ Акутагава Рюноскэ. Новеллы. – М., 1974, с. 539
Повторено в эссе «Диалог во тьме» (1927). ▪ Там же, с. 625.
Цитата включена в к/ф «Сталкер» (1980), сцен. А. и Б. Стругацких, реж. А. Тарковский (слова Писателя). Иосиф Бродский в интервью цитировал: «У меня нет принципов…» – вероятно, по английскому переводу («I have no principles…»).
АКЦИЙ (Аккий)
120 Пусть ненавидят, лишь бы боялись! // Oderunt, dum metuant.
«Атрей», трагедия (фрагмент)
Любимое изречение Калигулы (Светоний, «Гай Калигула», 30, 1). ▪ Свет., с. 155.
→ «Пусть ненавидят, лишь бы соглашались» (Т-143).
АЛАГОНА, Петр
121 По велению Божию можно убивать невинного, красть, развратничать, ибо Он есть Господин жизни, и смерти, и всего, и потому до́лжно исполнять Его повеление.
«Изложение “Суммы теологии” св. Фомы Аквинского» (1619), II, 94, 5; пер. И. А. Ильина
▪ Ильин И. О сопротивлении злу силою. —
Лондон, 1975, с. 194; Petrus Alagona. S. Thomae Aquinatis Theologiae summae compendium. – Taurini (Torino), 1852, p. 201
→ «Если Бог есть, все позволено» (Ан-648).
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Ален де Лиль)
122 У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле.
«О правоверной вере» («De fide catholica»), I, 30
▪ Правосл. энц., 1:207
123 Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой везде, а окружность нигде. // Deus est sphaera intelligibilis <…> (лат.).
«Правила (Максимы) богословия» (ок. 1192–1194), VII
▪ SchmidtBiggemann W. Philosophia Perennis. —
Dordrecht, 2004, p. 280
Это высказывание содержалось также в более ранней «Проповеди об умопостигаемой сфере» Алана Лилльского, обнаруженной в XX в. и опубликованной в 1965 г. Здесь оно приписано Цицерону; позднее приписывалось Эмпедоклу, Аристотелю и др. ▪ Dronke P. Fabula: Explorations Into the Uses of Myth in Medieval Platonism. – Leiden; Cologne, 1985, p. 144–145.
Сходное изречение: «Бог есть бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде» – содержалось в анонимной «Книге о положениях, или о правилах богословия», появившейся между 1210–1230 гг. в Толедо; Мейстер Экхарт назвал ее «Книгой XXIV философов». Возможно, она восходит к утраченному трактату Аристотеля «О философии». ▪ Экхарт. Избр. проповеди и трактаты. – СПб., 2001, с. 276. Ее иногда считали (ошибочно) частью позднеантичного «Собрания герметических книг» («Corpus Hermeticum»), которое приписывалось мифическому Гермесу Трисмегисту.