Размер шрифта
-
+

Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью - стр. 5



СПРАВКА ОБ АВТОРЕ



Великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по прозванию Мономах (1053–1125), был правнук равноапостольного князя Владимира. Он оставил по себе прекрасное завещание, читая которое мы как будто слышим простые и мудрые речи лучшего из древних наших государей, – этого твердого, крепкого верой в Бога, любимого народом великого князя Древней Руси. Его завещание, или Поучение, – это святой завет нашей старины, – это голос из тех времен, когда в киевских пещерах подвизались святые отцы Печерские, и по сей день нетленно там почивающие. Много лет прошло с того времени, как написано это завещание, а оно и ныне имеет всю свою силу, и ныне поучительно для каждого сына Русской земли.


Домострой

Предисловие к сей книге


Поучение>12 и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать в Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и в Небесные Силы, и как святым мощам поклоняться, и Таинам Святым причащаться, и к другим святыням прикладываться. И как царя чтить, и его князей, и вельмож, ибо говорил апостол: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь>13, ибо – не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, а неразумным же в наказание.

Хочешь ли не бояться власти – делай всегда добро: перед Богом, перед властью, и во всем им покоряйся, праведно служи, и будешь избран, и царское имя в себе понесешь.

И о том, как почитать святителей, священников и монахов, пользу от них получать, молитвы просить на благословение дому своему, всех нужд своих: душевных, телесных, но наиболее всего – духовных. С прилежанием им внимать и поучения их слушать, будто из Божиих уст.

А еще в этой книге найдешь ты поучение о некоем мирском строении: как жить православным христианам в миру с женами, и детьми, и с домочадцами, как их наказывать, и учить, и страхом спасать, и запрещать строго, во всех делах их беречь, сохранять в чистоте душевной и телесной, и во всем о них заботиться, как о собственном теле, ибо сказал Господь: «Да будете оба в плоть едину»>14, и как сказал апостол: «Если страдает одна часть тела, то с ним страдает все»>15; так же и ты – не о себе только пекись, но и о жене своей, о детях и о прочих, до самого последнего домочадца, поскольку все мы связаны единой верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь ко всем живущим по-Божески, как око сердечное, обращенное к Богу, и будешь как сосуд избран, несущий не себя единого к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый раб, верный, будь в радости Господа своего»

Страница 5