Размер шрифта
-
+

Болезнь и смерть. По трудам святителя Феофана Затворника - стр. 4

Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в руки Божии и ждите. Вы – все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами… Перестаньте это делать и лежите спокойно.

Разъезжать же что толку[2]. Уж ездили… Терпения благодушного вам желаю. Спасайтесь!

Е. Феофан
11 апреля 1892 г.
(Письмо 31, вып. 1)

О болезни и образе жизни

Милость Божия буди с вами! Поболели? Но славу Богу, что поправляетесь или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительны в жизни и общей, тем паче духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти… и, веруя, что Господь оставил еще пожить для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты – рычаги духовной жизни и направители. Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно держал себя. Афонских отцов спаси, Господи! Они хорошо действовали. Брат же ваш и сын … мудреные судьи… как это у них все клеится?

Болезнь была не от образа жизни – следовательно, и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в восстановлении сил – побочное дело… Главное – пища свежая, непорченная, воздух чистый… и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. Немец Гуфеланд написал науку к долголетней жизни, где превозносит и постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, – а от духа и тело причащается той же жизни… Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем, в видах скорейшего восстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, – в сне, труде, стоянии, в пище. Это уже после Страстной.

Вот лето… можете иногда молоко употреблять и даже бульон, то же и яйца… ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу, не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.

(Письмо 694, вып. 4)

Душевное настроение больного чахоткою

Страница 4