Богословие, история и практика миссий. Альманах Миссионерского факультета. Выпуск 2 - стр. 5
С Авраамом и Саррой связана также совершенно непостижимая для человеческого разума и чрезвычайно важная для миссионера тема абсолютности веры, которая превратила Авраама из человека наивысшей нравственности в друга Божиего (Ис 41. 8). Это вера, выраженная в делах Авраама, которая вменилась ему в праведность: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15. 6).
Святой апостол Иаков в соборном послании особое внимание заостряет на этом факте, дает ему очень высокую оценку, говорит, что вера лишь в том случае совершенна и животворна, когда выражается в праведных делах (Иак 2. 20–24).
Предпосылкой избранности Авраама была его высочайшая нравственность. Он до конца предан и повинуется установленным Богом законам, но он еще не друг Господа. Так начинается диалог Авраама с Богом. Это был человек, который, в отличие от других людей, изначально точно и без принуждения соблюдал десять заповедей, позже явленных Моисею Господом. Господь выделил, вывел его из общества и поставил родоначальником нового народа, который избрал среди других народов и сделал своим народом.
Условием исполнения завета Господа, данного Аврааму, было полное, непоколебимое, безвозвратное уверование со стороны Авраама. Он должен был заслужить обещанное твердостью и непоколебимостью своей веры. Господь избрал его как особый сосуд, который особо очистил, чтобы позднее наполнить своей благодатью. Подобно Ною, Он готовил его к совершенно исключительной миссии: как Ной стал родоначальником человечества, подобно Адаму, так и Авраам должен был стать родоначальником нового человечества, берущего свое начало в новом Ковчеге – Земле обетованной; Ной сооружал Ковчег сто лет и не усомнился в правильности слов Господа, несмотря на то что будущий корабль находился в сотнях километрах от ближайшего моря, из-за чего Ной в тогдашнем обществе постепенно прослыл юродивым – человеком ненормальным и отверженным, изгоем. Многие десятилетия он провел в уединении – поначалу в полном одиночестве, а затем с женой и малолетними детьми, но тем не менее он всегда без замедления, активно, беспрекословно выполнял все непонятные и странные человеческому уму благословения, данные ему Господом.
Аврааму было 75 лет, когда Господь призвал его оставить родину и переселиться в указанное место – Ханаан. Отсюда начинается долгий и извилистый путь восхождения Авраама от нравственности к собственно религиозности. Это чрезвычайно трудная и полная драматизма история о том, как стал послушный Господу Авраам (Быт 18. 17) другом Бога (2 Пар 20. 7, Не 41. 8) и какие лишения и испытания пришлось ему претерпеть.