Богатство мага - стр. 10
Я говорил о том, что, скажем, бухгалтер может быть эффективным, классным бухгалтером и в двадцать лет и в шестьдесят, а способность творческого человека выдавать классные тексты или классную музыку, она у разных людей очень по-разному меняется в течение жизни. Есть авторы, например, Лермонтов, Джим Моррисон, которые появились, за 3—4 года выдали всё, что им надо было выдать и сгорели: умерли или убили себя каким-то наиболее подходящим для себя способом. А есть авторы, например, Лев Толстой, Гёте, какой-нибудь Сибелиус, которые совершенно спокойно жили длинную жизнь, причем Сибелиус в шестьдесят лет сказал себе: стоп, больше я симфоний не пишу. И после этого спокойно жил себе еще тридцать лет, сохраняя творческое молчание
И мне интересно, что современная психология говорит о том, как творческому человеку сохранять творческую продуктивность в течение своей жизни. Притом, мы понимаем, что биологически человек меняется – 10 лет, 20 лет, 30 лет, 50 лет, 90 лет – это всё разные люди. Как сохранить творческое долголетие? Грубо говоря, как стать старым мудрецом, но не стать старым мудаком?
– Ты задал вопрос, который может растянуться не на один час, – усмехнулся Учитель.
– Хорошо.
– Есть творцы, есть ремесленники. Ремесленник может жить в любое время, творец может жить в любое время до определённого момента. Что это за момент? Это момент, когда он выходит за рамки мировоззренческой структуры мира, присутствующего сейчас. То есть, если ты подходишь к тем истинам, которые мир воспринять не готов, то мир тебя закрывает. Тот же Сибелиус мог совершенно спокойно понять, что он подошёл к такому моменту и тогда он осознанно сказал себе: «Стоп, я больше ноты не напишу в эту сторону и буду жить счастливо, играя их для себя в голове». А можно действовать, как Лермонтов, как Пушкин, которые вместо того, чтобы творить, они вкладывали душу в творчество. Это очень опасная штука. Мы можем творить из любви, а можем, вкладывая душу. Это не красное словцо, это не метафора, мы действительно начинаем вкладывать душу в то, что делаем. И если мы вложились в несколько серьёзных произведений, и у нас своей души не осталось, мы на этом закрываемся, просто умираем. Ибо всё сказал.
– Вот как стать старым мудрецом, а не стать старым мудаком?
– Писать то, что тебя волнует, развиваясь с каждым сюжетом. Чем хорошо литературное творчество? Ты можешь прожить жизнь героя виртуально. И если ты живёшь, получая оттуда то, что делает тебя выше. Грубо говоря, сотворяя больше любви каждым действием, и давая герою, пройдя, сквозь все тернии, стать более развитым человеком, не скатиться. То ты в итоге проживаешь этот духовный опыт сам. Делай литературу духовной, она будет востребована, она будет тебя развивать.