Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 23


АНГЕЛ (греч. aggelos, лат. angelus – вестник, посланец) – духовное бестелесное существо, сотворенное Богом, наделенное →разумом и свободной волей, имеющее личностные черты и бессмертное.

Согласно св. →апостолу Павлу (Кол 1, 16), Бог сотворил, кроме людей, духовных существ, обладающих разумом и свободной волей. Они занимают промежуточное положение между людьми и Богом. Бог призвал их участвовать в Его деяниях и разделить с Ним Его славу (Евр 1, 14). Часть А. взбунтовалась против Господа, и так появились →демоны. Добрые А. свободно и сознательно избрали служение Богу и так же, как люди, пользуются →благодатью, выстраданной Спасителем. В Св. Писании у них есть звания, имена и определения; обозначены отдельные группы А.: херувимы, серафимы, архангелы. Они образуют, по антропоморфическому (→антропоморфизм) пониманию, круг придворных Царства Небесного, стоят на страже Божией власти, окружают престол Бога и прославляют Его. В →Молитвах Евхаристических Церковь исповедует свою веру в А.

В ВЗ А. охраняют преданных Господу из числа избранного народа (Тов 5; Дан 6, 22); в НЗ архангел Гавриил возвещает о рождении Иисуса и Иоанна Крестителя, А. является Иосифу, чтобы открыть ему тайну Божественного зачатия и рождения Иисуса, А. возвещают Рождество Господне пастухам, а после →Воскресения из мертвых Иисуса Христа объясняют женщинам, пришедшим ко гробу, почему он пуст.

А. будут сопутствовать Господу во время Его второго пришествия (→парусия) и →Страшного суда (Мф 13, 39.41.49).

А. играют свою роль в жизни людей, у каждого человека есть собственный А.-хранитель, который сопровождает его на пути к →спасению, охраняет и защищает, если злые духи пытаются увести его на путь →греха и погибели (1 Петр 5, 8).


«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ» (лат. Angelus) – →молитва, читаемая католиками в некоторых странах утром, в полдень и вечером в знак почитания тайны →Воплощения Сына Божия и материнства Пресвятой Девы Марии, а также для того, чтобы просить Ее о заступничестве и своей готовности исполнять волю Божью. Молитва состоит из трех «Радуйся Мария…», перед которыми идут строфы, возвещающие о трех ключевых моментах тайны Воплощения: →Благовещении (Лк 1, 26–38), согласии Марии (Лк 1, 38), осуществлении тайны Воплощения (Ин 1, 14). В конце следует молитва: «Просим Тебя Господи…» – о даровании благодати стать сопричастниками грядущей славы →воскресения из мертвых.

Молитва «А.Г.» возникла в XIII в. и получила широкое распространение благодаря →францисканцам. В наши дни горячим энтузиастом этой молитвы стал Папа Иоанн Павел II, встречавшийся для нее с верующими →Рима и паломниками каждое →воскресенье.

Страница 23