Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 173
Некоторые Д. могут быть даны только →Апостольским Престолом, другие – и местным →ординарием. Существуют также и ситуации, в которых Д. не дается ни при каких условиях.
Наличие Д. – одна из характерных особенностей канонического права, высшей целью которого является духовное благо.
ДОБРОДЕТЕЛЬ (лат. virtus – сила, способность; греч. aretē – совершенство): отдельные Д. являются расположениями →души, формирующими привычки совершать добрые дела просто и хорошо и получать от этого удовольствие; общая Д. соответствует праведности, в этом смысле Д. гармонизирует совокупность отдельных Д.; совокупность христианских Д. позволяет человеку вести себя разумно и согласно с христианской →верой.
В греческой →философии Д. выводились как из потребности хорошо выполнять определенные социальные роли, общественный долг, так и из общей цели человеческого существа (Платон, Аристотель). Платон представил систему 4 основных моральных Д., позднее названных кардинальными: благоразумие (практический разум), справедливость, воздержанность и мужество. Аристотель определял Д. скорее как меру между двумя крайностями.
Если в греческом мышлении наиболее важными представлялись мудрость и мужество, то →Отцы Церкви опирались на Д. →милосердия, терпения и →смирения. Взгляды стоиков, требовавших →аскетизма и героического следования идеалу разумного, были близки христианским богословам первых веков, учение стоиков о Д. было развито и переосмыслено. Моральные добродетели у стоиков представляли черты характера мудрого человека, владеющего собой, своими желаниями, не привязывающегося к преходящим вещам этого мира. Отцы Церкви сознавали, как радикально вера в Христа меняет человеческое мышление, поэтому не считали Д. неверующего человека подлинными (св. Августин). Кардинальные Д. были дополнены теологическими Д. (вера, →надежда, →любовь), которые пронизывали весь склад →личности Божественной любовью. Христианское совершенство понималось не как недостижимый идеал, но как реальная возможность пребывания в →благодати и ведения непрерывной и успешной борьбы с возникающей тенденцией к →греху.
Соотношение между различными Д. сложно установить, их строгая верификация затруднительна. Разные авторы по-разному толкуют Д., пытаются выразить взаимодействие человеческого усилия с дарами благодати в развитии Д.