Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 10
См. также: МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА И КОНГРЕГАЦИИ, УСТАВЫ МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ И КОНГРЕГАЦИЙ
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП – период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции (с 1309 – в Авиньоне), а внешняя политика пап во многом зависела от политики французских королей. Термин А.П.П. появился в исторической науке по аналогии с продолжавшимся примерно такой же период времени (ок. 70 лет) →Вавилонским пленением.
А.П.П. в определенной степени было обусловлено конфликтом между Папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV Красивым, стремившимся утвердить свою абсолютную власть, поставив ее выше власти Церкви. Развернувшаяся ожесточенная идеологическая борьба закончилась попыткой покушения на Папу и его арестом, после чего тот вскоре скончался. Преемник Бонифация VIII, Бенедикт XI, пытался несколько смягчить конфликт, а следующий Папа, француз Климент V, из-за волнений, начавшихся в →Церковном государстве, переехал во Францию, с 1309 поселившись в доминиканском монастыре в Авиньоне. Последующие папы приобрели там земельный участок, выстроив на нем величественный дворец.
Возвращение папской резиденции в →Рим осуществил Папа Григорий XI в 1377. Это положило конец А.П.П., став началом нового исторического периода – →Великой схизмы.
Авиньонские папы: Климент V (1305–1314); Иоанн XXII (1314–1334); Бенедикт XII (1334–1342); Климент VI (1342–1352); Иннокентий VI (1352–1362); Урбан V (1362–1370).
См. также: ИСТОРИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ – человек, у которого страх перед осуществлением себя как ответственной →личности приводит к самоограничению →свободы, из которого вытекает стремление ограничить свободу других людей.
Авторитарность представляет собой механизм болезненного разрешения человеком конфликта между свободой и ответственностью. →Совесть А.Л. не обладает автономностью. Психологическим основанием формирования А.Л. выступает страх.
Проявления авторитарности в социальной сфере коррелируют с религиозной авторитарностью, проявляющейся в религиозном фундаментализме. Это, в сущности, склонность человека к предубеждениям и стереотипам, развитием такой склонности и занимаются авторитарные режимы.
В авторитарности сильнейшим образом проявляется ограничение свободы человека, поражение его духа страхом. В этом смысле авторитарность связана с →грехом.
Если говорить привычным языком этики, в совести А.Л. проявляются спутанность и болезненная скрупулезность. Исцеление возможно лишь на пути осознания деформации собственных эмоциональных механизмов, своего эгоистического, по сути, мировоззрения, изживания своего →эгоизма и эгоцентризма. Это процесс →покаяния, он невозможен без →благодати, без личной →веры.