Боевые пловцы. Водолазы-разведчики Сталина - стр. 31
Стоит также вспомнить, что в американскую борьбу вошло много приемов из корниш хью[22], родившейся в Корнуэльсе.
В американской системе тоже имеется много недостатков: отсутствие ударов ногой, кулаком, запрещение болевых приемов. Но эта система уже более приемлема идее самозащиты. Особенно интересны подножки и захваты ног руками, которые очень ценны в искусстве рукопашного боя.
Федоров приник к щели в двери и внимательно смотрел, как каптри захватывает рукой ногу своего противника, как и он, одетого в светлую матросскую робу.
Сначала сцену покинул один противник каптри, прихрамывая и демонстративно держась за правую ногу обеими руками, потом второй молодой крепыш, у которого практически волочилась левая нога и висела, как плеть, правая рука.
«Соколов со мной еще очень нежно обошелся! Я выполз со сцены на своих ногах! Надо любыми путями освоить эту борьбу! Каптри голова!» – оценил Федоров увиденную картину, по-прежнему внимательно наблюдая за происходящим на сцене.
Каптри между тем снова расхаживал по сцене и продолжал рассказывать:
– Англия создала бокс более трехсот лет тому назад. В самом начале создания бокс очень сильно приближался к искусству рукопашного боя. Если мы вспомним историю, то англичане боксировали голыми кулаками, и это не гнушались делать не только простые люди, но дворяне, лорды и пэры. Все это говорит о том, что искусство бокса в древние времена было в Англии подлинно народным и охватывало все слои населения.
Старинный английский бой на кулаках больше всего приближался к искусству рукопашного боя!
Триста лет тому назад бой на голых кулаках, где допускались почти все приемы борьбы, как в вольноамериканской, захваты, подножки, по-моему, наиболее полно подготавливал оперативника к современному рукопашному бою.
Сзади неслышно подошел военврач и сунул в руки Федорова пару черных боксерских перчаток, которые тот машинально надел, шепотом поинтересовавшись:
– Опять бить будут?
Военврач многозначительно хмыкнул, но говорить ничего не стал, быстро исчезнув.
На сцене тем временем каптри, продолжая расхаживать, вещал:
– Что же осталось в современном боксе от старинного? Очень мало полезного для настоящего рукопашника, но очень много зрелищного.
Дверь открылась, и Федорова снова вытолкнули на сцену.
– Проведи длинную серию в голову! – шепотом приказал каптри, становясь напротив.
Правой, левой, снова правой. Шаг в сторону и боковой в голову каптри.
Один блок, второй, уход в сторону, нырок и короткий удар в солнечное сплетение, и Федоров кулем осел на пол, ловя воздух широко открытым ртом.