Размер шрифта
-
+

Бобруйск и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 12

Год рождения Цодыка Яковлевича – 1887-й. С 1920-го года он трудился как библиотекарь в городской библиотеке, в ее детском отделении, которое располагалось в здании, где прежде была Алексеевская женская гимназия.

Руководство Бобруйска в 1924-м году решило отвести для музея деревянное небольших размеров здание, располагавшееся во дворе, где находилась детская библиотека. Славину получили руководить работой по созданию краеведческого бобруйского музея.

К 1927-му году в музее были отделы: ископаемых, леса, полеводства, пчеловодства, животных, растений. Из всех коллекций музея наиболее богатой коллекцией была коллекция из минералов, в ней насчитывалось более пяти сотен образцов.

Имело место постоянное пополнение музея новыми интересными экспонатами. Их приносили городские и сельские жители.

В 1927-м году в Бобруйске было проведение большой экспозиции народнохозяйственных достижений Бобруйска. после этого экспонаты с нее (большую их часть) подарили музею.

В 1930-м году горисполком решил отдать музею здание на улице Пушкина (оно было особняком лесозаводчика Рабкина Михула, его построили в 1912 году). В этот период времени в музее велось много интенсивной работы по созданию новой экспозиции и увеличению фонда музея.

Открылись еще отделы промышленности, истории и религии. Данное здание музей занимал до начала войны.

Цодык Яковлевич Славин был большим энтузиастом своего дела. Но судьба его оказалась трагической. Он был обвинен в контрреволюционных активностях. Его в августе 1937-го года (шестого числа) арестовали. Ему суждено было погибнуть в лагере ГУЛАГа. Позднее он был посмертно реабилитирован.

2.2 Эфраим Севела и его памятник

Эфраим Севела


Фото из источника в списке литературы [22]


Если одесские легенды создавал Бабель, то бобруйские легенды – Севела. У Севелы Бобруйск – нечто вроде мифического пространства, населенного невероятными персонажами. Жизнь героев Инвалидной улицы, которую описал Севела, во многом напоминает жизнь бабелевской Молдаванки: это существование в необычном мире, своеобразный карнавал с невиданными, гиперболизированными чертами героев. Правда, евреи Бобруйска называли извозчиков «балаголами», а евреи-одесситы предпочитали использование слова «балагул» или «биндюжник». Кстати говоря, именно одесситы начали «мифологизировать» Бобруйск (вспомним Ильфа и Петрова, написавших «Золотого теленка»). Бобруйск действительно был (и остается) высококультурным, великолепным местом.


Памятник Эфраиму Севеле


Фото из источника в списке литературы [23]


С лета 2016 г. в самом центре Бобруйска стоит памятник киносценаристу и писателю Эфраиму Севеле (Ефиму Драбкину).Будущий писатель родился в 1928 году на улице под названием Инвалидная (ныне это улица Энгельса). Прошедший войну в качестве «сына полка», Драбкин учился в БГУ (журналистское отделение филфака); одновременно с ним, кстати, учился еще один знаменитый белорусский деятель, Алесь Адамович. Работал Драбкин с «Мосфильмом» и «Беларусьфильмом», активно помогал движению евреев, боровшихся за получение права выезда из Советского Союза. Сам он вначале выехал в Израиль, а позднее – в Соединенные Штаты. В эмиграции Ефим подписывался псевдонимом Эфраим Севела и посвятил себя написанию многочисленных книг, например: «Остановите самолет – я слезу», «Попугай, говорящий на идиш», «Моня Цацкес – знаменосец», «Почему нет рая на Земле». Книги эти, как и созданные по ним фильмы, популярны как в Беларуси, так и в мире. Севела в своих произведениях главным образом отражал жизнь евреев – в довоенном Бобруйске и в эмиграции, во время Великой Отечественной войны. В «перестройку» у Севелы появился шанс снимать фильмы в Москве, поэтому он переехал в Россию. Там и завершился в 2010 году его земной путь.

Страница 12