Размер шрифта
-
+

Блок за 30 минут - стр. 22

Написано в ноябре 1906 года.

Ветер принес издалека…

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Стихотворение выдержано в лучших традициях литературы символизма – ничто не случайно, ничего просто так не происходит. Это период новой встречи с Любовью Менделеевой, которую он знал маленькой девочкой и которая теперь предстала перед ним прекрасной молодой девушкой, в которую тот без памяти влюбился.

Видеть предмет своей страсти, поэт мог только летом, во время отдыха на даче, поэтому все стихотворение проникнуто предчувствием скорого наступления весны, а потом и лета – встречи с любимой. По сюжету автор наблюдает постепенное наступление весны. На улице еще зима, но уже виднеется первый кусочек синего весеннего неба: «…Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок…». И это событие так радует писателя, что все былые тревоги и печали становятся вмиг несущественными: «…В сумерках близкой весны Плакали зимние бури…» – знак того, что зима уже скоро закончится, а значит, закончится и разлука с возлюбленной: «…Ветер принес издалёка Звучные песни твои».

Написано в январе 1901 года.

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Стихотворение из цикла «Распутье», написано в 1903 году. Повествует о реальном положении дел в царской России: о существовании двух миров – рабочих и буржуев-капиталистов. Первые – малообразованные, темные, безропотные люди, а вторые – жадные, злые, нахальные. Эти два мира никогда не пересекаются, они совершенно разные. Поэтом, как-бы наблюдающим ситуацию со стороны, высмеивается именно социальное неравенство, несправедливость, очевидность того, что в обществе и стране назревают крупные перемены.

Преобладающие два цвета в произведении – желтый и черный означают: первый – золотые монеты, сытую жизнь, власть, амбиции, роскошь, удовлетворенность жизнью, а второй – нищету, страх, боль, голод, холод, отчаяние: «…В соседнем доме окна жолты…», «…И в желтых окнах засмеются…». Против: «…Недвижный кто-то, черный кто-то…», «…Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ…», «…Что этих нищих провели».

Страница 22