Размер шрифта
-
+

Блок за 30 минут - стр. 17

Написано в 1910 году.

Мой любимый, мой князь, мой жених…

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу.
Я ловлю твои сны на лету
Бледно-белым прозрачным цветком.
Ты сомнешь меня в полном цвету
Белогрудым усталым конем.
Ах, бессмертье мое растопчи, –
Я огонь для тебя сберегу.
Робко пламя церковной свечи
У заутрени бледной зажгу.
В церкви станешь ты, бледен лицом,
И к царице небесной придешь, –
Колыхнусь восковым огоньком,
Дам почуять знакомую дрожь…
Над тобой – как свеча – я тиха.
Пред тобой – как цветок – я нежна.
Жду тебя, моего жениха.
Всё невеста – и вечно жена.

Данное стихотворение написано Блоком от лица его любимой жены – Любови Менделеевой. В нем поэт отображает те мысли, эмоции и чувства, которые, как ему кажется, к нему испытывает супруга. Однако это не так. Здравомыслящей женщине были совершенно чужды романтические порывы благоверного. Более того, она скорее позволяла себя любить, чем любила сама.

По ее собственному признанию, она хотела развестись с мужем уже в первый год после свадьбы. И во многом это было связано с отсутствием интимной близости между супругами. Поэту казалось кощунством нарушать душевное единение плотскими утехами. Тогда как сама Любовь Дмитриевна, была глубоко несчастной и чувствовала себя отвергнутой, поэтому ни о какой: «…ловле снов на лету…» или «…как цветок – я нежна…» речи, конечно, не шло.

Тем не менее, автобиографичны строки: «…Жду тебя, моего жениха Всё невеста – и вечно жена» – в контексте того, что супруги так и не развелись, несмотря на постоянные измены и несложившуюся семейную жизнь. Супруга осталась с ним до конца.

Создано в 1904 году.

Вися над городом всемирным…

Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.
И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.
Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.
И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.

Стихотворение из цикла «Город», в котором переплелись традиции как символизма, так и реализма. Посвящено событиям января 1905 года («Кровавое воскресенье») и в центре сюжета Санкт-Петербург. Сила общественного негодования разгоном демонстрации рабочих была столь огромна, что поэт предчувствовал приближение чего-то ужасного и грандиозного. Чем, по сути, и явилась революция.

Пророческими оказались строчки: «…Еще монарха в утре лирном…» намекая на то, что монархия вскоре падет, поскольку полностью изжила себя: «…И предок царственно-чугунный Всё так же бредит на змее…» – символ оторванности от реалий происходящего, неспособности здраво оценивать ситуацию. Отсюда, следующие строки: «…Уже на домах веют флаги Готовы новые птенцы…» – народ поднимает свои знамена, он готов сам все взять в свои руки, пускай и путем кровавой расправы, ведь революция иначе не осуществима.

Страница 17