Размер шрифта
-
+

Благословите дитя. Божий дар жизни - стр. 25

Внутри бедного помещения стоит столярный верстак. Прекрасная Дева, бедно одетая, вертит колесо. Дева – вся в белом, с белым длинным покрывалом на голове, спадающим складками к поясу. Рядом в сосредоточенной позе сидит старый плотник, обняв руками маленького Мальчика. Луч света, пробравшись снаружи из небольшого оконца, образует сияние вокруг головы ребенка. В Своих ручках Он держит кусочек дерева, от которого летит мелкий дождь опилок от соприкосновения с быстро вращающимся колесом. Кто не узнает в этой обаятельной картине старца Иосифа, обучающего Отрока Христа столярному делу? Чье верующее сердце не наполнится сладкою грустью при воскрешении этих заветных, священных дней? Работа, беседы с Матерью и уединенные размышления, минуты общения Бога Отца с Богом Сыном – великая, уму недоступная тайна – и должны были составлять главное содержание жизни Отрока Иисуса.

О чем думал Божественный Отрок? Каково было в Нем соотношение всезнания Божества и ограниченного знания ребенка, пытливо приглядывающегося к Божиему миру? О чем Он мечтал и как именно Он, отрок из Назарета, не переставший быть Богом и не нарушивший Своим воплощением таинственного единства Святой Троицы, пребывал в общении с двумя другими Лицами Божества? Хотя и отмеченный сиянием Неба, Отрок Иисус жил так обособленно, что оставался неизвестным. Так бывает, – отмечает автор-составитель, – что великое сокровище остается незамеченным людьми. Так бывает, что в недрах семейств тайно зреет какая-нибудь чудная девушка, какой-нибудь юноша благородной души, дивного сердца, великих способностей, – и не знает никто о них ничего, кроме их домашних, с тревогой, изумлением и любовью следящих за развитием этих избранных душ.

Доброму воспитанию способствуют и жития других святых детей. Житие святого-ребенка показывает, что избранной может стать всякая чистая детская душа. Такой чистой была душа и маленького царевича Димитрия Угличского, память которого Святая Церковь совершает сегодня. И о нем читатели также найдут рассказ в настоящем издании. Вот краткое его повествование.

Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной, родился 19 октября 1582 года в Москве. Царь поселил царевича с его матерью в Угличе. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем.

Борису было известно, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминалось в церквях. Ненавидящий добро дьявол, видя, что царь Феодор и царевич Димитрий ни о чем земном не радеют, и не в силах их искусить, решил вложить в сердце Бориса гордый помысл – быть властелином на Руси. Тревожась за свое будущее, обольщаемый мечтами о власти, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага, желая избавиться от законного наследника русского трона. Для осуществления преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью – вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками – царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Страница 25