Бильярд - стр. 9
Конечно, Труазон был прав, поскольку даже математики не оставили бильярд без внимания. Так, в 1750-х годах за игрой в бильярд весьма внимательно наблюдал Иоганн Альбер Эйлер, сын знаменитого геометра Леонарда Эйлера. На основе этих наблюдений он написал научный труд под названием «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости». Берлинская академия приняла данный труд к сведению.
Кстати, интересно, как произошло название игры – «бильярд»? По этому вопросу также существуют различные мнения. Англичанин Джон Вильк полагает, что название игры составлено из двух слов, имеющих древнесаксонское происхождение: ball – «мяч» и nyerds – «палка». Французы склоняются к мнению, что в основе слова «бильярд» – французский bill – «шар».
В начале XIX столетия игрок был значительно ограничен в своих действиях с кием. Ударять можно было только в центр битка, но дать ему произвольное направление не представлялось возможным. Причина состояла в том, что в углубление на конце кия заливали гипс. Если же удар приходился не в центральную точку, то происходил такой эффект, как кикс, или сбой. В то время рядом с каждым игроком находились сразу несколько киев. Такие кии, кроме прочего, приходилось часто обмакивать в жидкий гипс. Подобные приспособления не только портили сукно столов, но и придавали им весьма неопрятный вид, более напоминающий казарму, а не игорное заведение.
Как уже упоминалось выше, переворот в конструкции кия совершил Манго. Его книга под названием «Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками» была издана в Санкт-Петербурге в 1847 году.
Манго подробно описал бильярд и все необходимые для него принадлежности, исследовал движение шара при горизонтальном и наклонном ударах. Он рассмотрел детали и особенности столкновения шаров с другими шарами и с бортами стола.
Огромное влияние на развитие бильярда оказало изобретение американцами резиновых бортов. Игра стала более сложной и интересной, поскольку шары прекрасно отражались от бортов, а это усилило занимательность зрелища.
Вслед за Францией в Америке также началось падение интереса к лузному бильярду. Американцы отдавали предпочтение карамболю. После Манго прославился такой профессионал бильярда, как Мангин, который был не только блестящим теоретиком, но и зрелищным игроком, талантливым тренером. Мангин часто давал показательные сеансы игры в бильярд, чем способствовал распространению этого вида спорта в Европе.
Поскольку желание играть у европейцев возрастало неуклонно, необходимо было подумать и о серьезной промышленной основе для этой игры. Только в Америке энтузиасты бильярда ухитрились создать несколько десятков бильярдных фабрик. В качестве консультантов там выступали опытные игроки. В результате происходило усовершенствование технологии и инвентаря, который постепенно приобретал свой классический облик. Качественные бильярды производились в обстановке постоянной конкуренции между европейской и американской продукцией. Появились меценаты, фабриканты, изделия которых пользовались неизменным спросом; они устраивали соревнования и удостаивали победителей ценных призов. Это была, по сути, реклама, которая помогала производителям не только реализовывать свои изделия, но и превратить бильярдные игры из любительских встреч в увлекательные спортивные поединки.