Размер шрифта
-
+

Бильярд - стр. 12

Свита царя, не желая отставать от него, также вскоре обзавелась домашними бильярдами. Бильярдные столы можно было увидеть в роскошных дворцах вельмож, в дворянских усадьбах, клубах.

Особенно популярным бильярд сделался в период правления Анны Иоанновны – большой поклонницы этой игры, проводившей с кием в руках по несколько часов в день. XIX столетие отмечено демократизацией бильярдной игры. Шары гоняли уже не только в господских усадьбах, но и на постоялых дворах, трактирах и гостиницах. В 1840-е годы каждый уважающий себя русский офицер умел играть в бильярд; в связи с этим каждое офицерское собрание любого полка украшал бильярдный стол.

Французский карамболь сделался популярным в России в 1820–1830-х годах. Вероятно, влияние оказало то обстоятельство, что среди русских дворян, особенно состоятельных, распространилась мода совершать путешествия по Европе, причем чаще всего они, естественно, задерживались в столице Франции. Русские дворяне во время пребывания в Париже всерьез увлекались французской трехшаровой партией и становились фанатами этой игры. Там же путешественники совершали закупки всего необходимого инвентаря: киев, шаров, столов. Вернувшись в Россию, они усиленно рекламировали карамболь и привлекали в ряды его поклонников своих знакомых и друзей.

Французская игра сделалась повальным увлечением. Из-за этого даже пришлось изменять характер выпускаемой продукции для поклонников бильярда. Интересно, что решающее значение в этом направлении имела деятельность фабрикантов – не только талантливых, но и замечательных знатоков бильярда. Такими деловыми игроками, наладившими выпуск столов и игровых принадлежностей нового образца, явились москвичи братья Богомоловы, одессит В. Галушкин, петербуржцы А. Фрейберг и М. Ерыкалов, ростовчанин Я. Гоц.

Эти фабриканты не остановили выпуск традиционных столов с лузами, однако быстро поставили на поток производство французских бильярдов. Особенно престижными по праву считались столы и оборудование, производимые петербургской фабрикой А. Фрейберга. Их качество могло удовлетворить самый взыскательный вкус профессионала бильярда. Фрейберг наладил производство десяти типов столов, снабженных лузами, и двух типов французских карамбольных столов. Я. Гоц поставлял на российский рынок не менее 200 столов ежегодно. Из них пятая часть была французского типа.

Изменилась и традиционно сформировавшаяся русская игра на бильярде. В ней стали использоваться специфические карамбольные удары. В XIX столетии многие русские игроки предпочитали партию под названием «Пять шаров с карамболями».

Страница 12