Размер шрифта
-
+

Библейская история древнего мира и античная мифология - стр. 6

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,
Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел…
Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом…
А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем…
Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов
Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель.
Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу
И совершили злодейство, и будет им кара за это
(Гесиод, Теогония, 135,175)

Тем не менее, несколько забегая вперед, отметим, что Кронос Гесиода и финикийской мифологии не тождественнен Крону Сивилл, и об этом еще пойдет речь позднее. Хеттская «Поэма о царствовании на небесах» так передает библейский рассказ о надругательстве над первопредком:

Вниз с неба он Ану стащил. И он укусил Ану в ногу.
Откусил ему силу мужскую, И стала, как бронза, литьем
Она у Кумарби в во чреве. Когда проглотил бог Кумарби
Всю силу мужскую врага, Он радостно захохотал

В мифологии древних персов первопредок-Каюмарс аналогичным образом подвергается нападению Аримана, после чего возникают люди из ревеня: «И излились тогда из чрева Гаюмарса две капли, на горе Дамдад, близ Истахра, и из них выросло два куста ревеня. В начале девятого месяца на кустах появились члены, которые вполне развились в конце его, и [кусты] превратились в людей, то есть в Мешу и Мешану» (Бируни, Памятники минувших поколений,4,110). В то же время иранский Каюмарс со своим быком полностью соответствует великану Имиру Эдды, которого кормила корова Аудумла, а сыновья Бора убили. Изображение в мифах первопредка вместе с коровой или быком является своего рода аллегорией, отражением Божьего разрешения Ною употреблять после потопа в пищу мясо животных: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все, только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, 9:3). Греческие гекатонхейры, а также гиганты, появившиеся из крови Урана – это те же инеистые исполины Эдды, «великаны от Имира корня». Что касается Имира, то он представляет из себя собирательный образ первопредка великанов – послепотопного Урана (Ноя) и допотопного Каина. Имя Каин, как и Имир, имеет многочисленные современные эквиваленты – эмир, каган, хан, коэн, иными словами вождь, властитель, и именно так и описывает Каина Флавий – как первого повелителя людей: «Свои владения он увеличивал грабежами и насилием, и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдства и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях… Он первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте» (И. Флавий, Иудейские древности,1,2).

Страница 6