Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского - стр. 3
Мы можем научиться важности и условиям стяжания богоугодного смирения из наставлений святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Олейникова Дарья
Возлюби смирение
Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким – значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих. [2, с. 534]
Многострастное сердце наше любит услаждение и спокойствие, не терпит горечи и скорбей и не любит, если кто нас обеспокоит чем, например, просит сделать для него что-либо. А Господь велел отвергать этот греховный покой плоти и быть слугой всех и Сам показал пример, ибо не знал покоя на земле при служении Своем нашему спасению. Апостолы тоже пример, особенно апостол Павел. [2, с. 496–497]
Адам возгордился до того, что захотел быть богом, и умер за свою гордыню; Сын Божий смирился до смерти и оживотворил падшего. О, бездна смирения! Адам и Ева чревоугодием погубили себя – Господь за них постился и умер, чтобы оживить их. Они оказали непослушание – Христос совершил послушание. [2, с. 499]
Рождество Христово – пришел на землю Тот, Кто в начале создал из земли и вдунул Божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем живот, и дыхание, и всё (Деян 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом призывал из небытия в бытие все видимое и невидимое, Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под Его всемогущим Промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно и со страхом и радостью служат бесчисленные воинства Ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего – пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокой благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачной, скороисчезающей знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего, познай здесь, у яслей, свою суету. Итак, все смирись, все пади в прах пред безмерным смирением и истощением Владыки всех Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной. [2, с. 736–737]
Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она человек. Что возвысило Ее на такую несравненную высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей (см. Лк. 1, 48). Возлюби и глубоко насади в сердце твоем и ты, христианин, боголюбезное смирение. Стяжи и ты чистоту сердечную всеусильными трудами всей жизни: постом, молитвами, богомыслимем, слезами, особенно же частым и достойным Причащением Святых Таин Христовых. Возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви. О Нем всегда размышляй и о Его чудных делах, Им живи и дыши, Им питай душу свою, в Него облекись, Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся, Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых. Что ни делаешь, делай все с мыслью о Нем и ради Него; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй. Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его Святая Церковь: прославляющих Мя прославлю. Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех – и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велий будешь пред Богом и людьми; возлюби смирение – и вознесет тебя Господь. [1, т. 3, с. 357–358]