Размер шрифта
-
+

Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии - стр. 6

Современный рецепт достижения удовлетворенности предписывает нечто совершенно противоположное успокоению разума. Мы постоянно чем-то занимаем свое мышление и тем самым затеняем свою истинную сущность. Горькая ирония заключается в том, что занятый разум является духовным «самозванцем», скрывающим истинное «Я» под нагромождением ограниченных мыслей, которые поддерживают ложное представление о том, кто мы такие есть, в то время как мы верим, что он обладает природой, свойственной нашим мыслям, чувствам и мнениям. Мы приобретаем знания и исполняем свои желания, игнорируя осознание настоящего момента и свою истинную сущность, вот почему этот «самозванец» неизбежно остается кем-то вроде «третьего лишнего», чьего присутствия мы не замечаем. Нам привычен ежедневный поток мыслей и идей, роящихся в нашем мозгу, тогда как спокойный разум будет для нас чем-то малознакомым. Едва ли его развивали та среда, культура, привычки и поведенческие модели общества, в котором вы выросли. Но можно научиться успокаивать свой разум так же, как и отвыкнуть от этого. Восприимчивость к окружающему миру и способность наблюдать за своими эмоциями, вместо того чтобы реагировать механически, – вот они, составляющие мудрости, однако в западном обществе их редко когда развивают как необходимые элементы человеческой удовлетворенности. В действительности они покажутся чужеродными многим из нас. Разум воспринимается как нечто, требующее подпитки знаниями, необходимыми для его формирования так же, как машина нуждается в топливе, чтобы ездить. Но какая вам польза от знаний, если вы не обладаете тонким восприятием, помогающим вам делать разумный, гуманный, полный любви выбор, чтобы достичь удовлетворенности самому и подарить ее тем, с кем вы разделяете свою реальность? Эта мудрость является другой стороной сознания, которая редко учитывается. Если мы будем гнаться за удовлетворенностью, не задумываясь при этом о том, почему мы несчастны, то рискуем плеснуть топливо в тот самый огонь, который нас уничтожит.

Британский биолог Томас Генри Хаксли попал в точку, когда сказал: «Если малые знания опасны, то где тот человек, который знает так много, чтобы быть вне опасности». Мы не избавимся от страданий, пока будем следовать прежним привычкам и моделям поведения, которые заставляют нас страдать. Самая большая опасность заключается в непоколебимой уверенности в том, что чем большим запасом знания мы обладаем, тем меньше подвержены опасности, в то время как истина может быть совершенно противоположной. Интеллектуальное тщеславие приводит к моральному, которое в итоге перерастает в такое чувство превосходства, когда мы ощущаем себя вправе совершать бессовестные поступки, не имеющие ничего общего ни с собственным счастьем, ни с удовлетворенностью других людей. Уильям Шокли, лауреат Нобелевской премии и изобретатель транзистора – одного из наиболее удобных и эволюционных изобретений XX века – явно был разумным человеком, однако он провел последующие годы своей жизни, продвигая программу стерилизации согласно коэффициенту умственного развития! Как вы можете видеть, не существует интеллектуальной замены милосердию, которому нельзя научиться, читая книги или просто зная, что это такое. Сострадание нужно

Страница 6