Размер шрифта
-
+

Без гроша в кармане. Среди факиров (сборник) - стр. 37

Человек пятнадцать оборванцев, пропитанных виски и нефтью, толкали, бранили и били старика, неспособного защищаться.

Из-под красной шерстяной рубашки виднелась кирпично-красная кожа, столь характерная для индейца. Лица, выпачканного грязью, разглядеть было нельзя, но длинная прядь волос, «скальп», тоже изобличала в нем краснокожего.

На этот «скальп» главным образом и обрушилась ярость пьяниц: они поднимали за волосы старика, когда тот спотыкался и падал в грязь.

Губы Бессребреника задрожали от гнева.

Миссис Клавдия снова побледнела и, сжав губы, проговорила:

– Да ведь этот несчастный – Джон, старый индеец-сиу… Его надо спасти.

– Непременно, – отвечал джентльмен, готовясь вступить в борьбу с мучителями индейца.

– Смерть колдуну! – кричали ковбои и рабочие.

– Сейчас же отпустите этого человека, негодяи! – громовым голосом закричал Бессребреник.

Глава VIII

Керосин вошел в употребление недавно, но нефть была известна и в древности, можно даже сказать – в самые первобытные времена человечества.

Из документов, гораздо более древних, чем наша история, мы узнаем о существовании нефти в Китае.

Греки и римляне также упоминают о ней. Геродот, Плутарх, Плиний, Аристотель, Страбон описывают в подробностях нефтяные источники и залежи асфальта, разрабатывавшиеся их современниками.

Страбон также напоминает, что египтяне употребляли для бальзамирования мертвых горную смолу, привозимую из долины Инда, добавляет, что этот обычай восходит к самым древним временам.

По преданию, при постройке Вавилонской башни употреблялся асфальт, добываемый на берегах Евфрата.

Наконец, пары воспламеняющегося газа, постоянно пробивающиеся сквозь почву над нефтяными источниками, настолько поразили воображение первобытных людей, что даже породили особый род религии.

Огнепоклонники поклонялись горящей нефти.

На том месте, где теперь стоит Баку – русский нефтяной город, – возвышался храм, а Атахга гебров[7] – вечный огонь – и теперь горит неугасимым пламенем.

Уже утративший свое былое великолепие храм – чисто индийской архитектуры. Промышленный дух века пощадил его, и его присутствие среди пирамидальных срубов нефтяных скважин представляется резким анахронизмом.

Впрочем, огнепоклонники почти исчезли. Только два бедняка-парса[8] поддерживают Атахга, местные нефтепромышленники не оспаривают у него крошечной доли газа, которым завладели. Вечный огонь представляется чем-то вроде ночника или небольшой лампы.

Не в одних гебрах Азии эти вечные огни порождали суеверное изумление, перешедшее в обожание стихии. В местах нахождения нефти в Америке тоже существовали огнепоклонники, немногочисленные, но усердные. Они принадлежали к индейскому племени сенека, жившему в штате Пенсильвания.

Страница 37