Размер шрифта
-
+

Белоугольский свет - стр. 2

У каждого художника слова − свой неповторимый язык и способы его выражения. У автора данного произведения, безусловно, есть свой почерк, который трудно спутать с другими. Он находит свои образы и приёмы.

Николай Заболоцкий говорил, что сердце поэзии − в её содержательности. Удалось ли Александру Головко окунуть читателя в героическое время начала ХХ века? Думаю, удалось: автор применил стилистический приём, как у Николая Заболоцкого, у которого в поэме «Торжество земледелия» литературные герои − домашние животные разговаривают на человеческом языке, спорят с человеком. Увидев выползающий трактор, символ обновлённой эпохи, падают наземь, побеждённые. Но это только похожий приём, а средства выражения у автора свои, оригинальные и интересные.

В поэме Александра Головко агрегат произносит монолог, трамвай поёт, а река спорит с человеком.

Мы становимся свидетелями, как река в запальчивости сравнивает себя с необъезженной лошадью:


Ты не взнуздаешь вольную реку…


Но через некоторое время, оправдывается:


Чудно’, и мне не верилось в успех,

Но усмирить пришлось лихую удаль...


Заметьте, побеждённая река не таит в себе злости поверженного, а торжественно произносит:


Что ж, как река, и я теперь горжусь

Своим трудом…


И человек, выйдя победителем из этого спора, не старается подчеркнуть своё интеллектуальное превосходство, а просто говорит, как об общей победе:


Ты прав, это был наш совместный успех…


Трамвай имеет также своё суждение о жизни и людях и с гордостью повествует о героях прошлого, как о добрых знакомых:


Мне помнятся двадцатые года:

На поезде, проехав пол-Расеи,

Пленён Кавказом, прибывший сюда

Стихи читал поэт Сергей Есенин.


Трамвай ставит во главу угла полезную деятельность:


Ну, всё, друзья, мне больше недосуг

Звенеть без толку − надобно трудиться,

Сейчас я поверну на новый круг,

Стальною понесусь по рельсам птицей.


И агрегат, произнося монолог, выражает в нём апофеоз человеческому труду:


Мудрёным словечком я назван когда-то:

Электромотором, стальным агрегатом.

Рождённый в начале двадцатого века,

Я сердце стальное вручил человеку.


В рассказе ессентукского ветерана:


…А провода,

Оборванные, висли. И в разрухе,

Как призраки, стояли города,

Чернели окна, как глаза больной старухи…


Или такое сравнение о незваных завоевателях:


Враг, как хищник на привале…


Автор обращает внимание читателя на общую беду послевоенного времени, которая видна даже по косвенным признакам на деревьях:


Затягивали раны тополя…


Здесь тополь ассоциируется с израненным солдатом, постепенно залечивающим свои раны.

Приборы у автора «салютуют» в день открытия ГЭС, столбы «шагают» к городам-курортам, чтобы донести людям свет.

Страница 2