Беларусь легендарная - стр. 23
(А. Сержпутовский)
Почему оводы и слепни в дождь не летают
Когда сотворил Господь мир, то увидел, что от овода и слепня не будет жизни ни людям, ни животным – заедят всех. Но раз уже сотворил, то нельзя истреблять, и Господь решил оставить их, но чтобы дать передышку и людям и животным, решил оторвать им головы, а на их место приставить другие – из глины. Когда пойдет дождь или становится сыро, голова намокает и тянет вниз, вот оводы и слепни и не летят, но как только распогодится, голова высыхает, вот и лезут.
(Ю. Гаврук)
Хлеб
Как хлеб совет дал
Один человек ходил на охоту и рыбу ловил, но у него никогда хлеба не было. Однажды он сел и горюет, что хлеба нет, хлеб же говорит:
– Оставь ружье и удочку, и я у тебя буду.
Он и оставил, и с того времени имел хлеба столько, что не знал, куда и девать.
(М. Федоровский)
Паук и хлебные крошки
Мужик работал в поле, выронил крошку хлеба. А пауку назначено было Богом за хлебом присмотреть. Взял он эту крошку, да на дерево с нею. Когда настал вечер, он стал плести свою паутину. Ветер как понес ее, как понес – до облаков. Крошка эта выросла уже и заплесневела. Сел паук на облако да на небо. Пришел к Богу, показывает ему эту крошку:
– Боже, Боже! Зачем ты даешь им столько хлеба, что они не могут его съесть? Глумятся над даром Господним, бросают под ноги всюду!
– Ну, – говорит Бог, – я буду им меньше давать!
Так вот и есть, не надо крошек бросать, потому как паук собирает их и к Богу на небо носит. А Бог меньше хлеба дает.
(Е. Романов)
О хлебном колосе
Давным-давно, во времена незапамятные, когда людей еще было мало на свете, все хлебные растения, как то: рожь, ячмень, пшеница и другие, – родились такими колосистыми, что колос был в длину всего стебля, от макушки до земли, и такими полновесными, что несколько таких колосьев только что в подъем для одной руки человеческой. Много и теперь ленивых жниц, а тогда все женщины были лентяйки, жили в довольстве, как сыр в масле, притом их было немного, а всего родилось в изобилии. Вышли раз женщины жать такую колосистую и полновесную рожь и стали роптать на Бога, что он родит рожь с такими колосьями, которые и тяжелы, и простираются в длину всего стебля, как бы только для того, чтобы они мучились, когда и в руку-то забирать такие усатистые и увесистые колосья неудобно и тяжело, а носить снопы и возить в гумны совсем не под силу.
Бог, услышав такой ропот, решил стрясти все колосья и оставить одни стебли. Но в то время, когда он приступил к этому делу, в поле находилась собака. Смекнув, что если очистится весь колос, то хлеба вовсе не будет, она завыла жалобно, прося Бога оставить хотя бы небольшую часть колоса на их собачью долю. И Бог внял собачьему вою и, сжалившись, очистил не весь колос, а оставил его наверху стебля на столько, на сколько он родится и теперь. И так люди теперь питаются не своей долей хлеба, а собачьей.