Азы православия. В помощь приходящим в храм - стр. 9
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Начинающему христианину надо учиться молиться и поддерживать в себе молитвенное настроение. Ведь молитва – это дыхание души, живая связь с Богом. Но в духовной жизни и, особенно, в молитве важна постепенность, поэтому начинать надо с правила, изложенного в кратком молитвослове, постепенно увеличивая его.
Десять Заповедей Божьих должны стать путеводной звездой каждого христианина, который должен сверять по ним все свои поступки и даже мысли.
Заповеди любви
В Евангельском повествовании Христос углубляет и расширяет ветхозаветные Божии повеления, данные Господом роду человеческому на горе Хорив. Это не другие, а те же самые заповеди Закона, о чем свидетельствует Сам Христос, говоря: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5; 17). Тем не менее десять заповедей в Нагорной проповеди Христа обретают большую глубину и объемность.
Так, на вопрос книжника о самой важной из всех заповедей Иисус Христос дает удивительный ответ: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22; 37–40). Это свидетельство Христа очень важно для каждого Его последователя, поскольку говорит о самом главном, что должно быть в жизни человека.
Нагорная проповедь
Очень важна для духовной жизни христианина Нагорная проповедь Христа, произнесенная Им перед большим собранием верующих. В ней содержатся, казалось бы, простые истины, но вместе с тем они должны быть основой мировоззрения любого христианина. И любой последователь Христа должен руководствоваться ими в своей жизни. Ниже мы даем самые важные фрагменты Нагорной проповеди Христа, содержащие нравственные установления.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака»[3], подлежит синедриону[4]; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим; и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним; чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда; пока не отдашь до последнего кодранта