Размер шрифта
-
+

Азбука православного воспитания. Опыт современной семьи - стр. 10

Вот тогда потребуется от нас мобилизация (возможно, на протяжении многих лет) всех наших воспитательных способностей: любви, терпения, чувства меры, деликатности, настойчивости, такта, собственной веры. Главное – не перестараться, но и не отступать. А самое главное – не забывать просить помощи у Бога, не ослаблять молитвы за детей, и чем больше они нас будут огорчать и не слушаться, тем сильнее и горячее должна быть наша родительская молитва, пусть даже и своими словами, например: «Господи, помоги нам завтра пойти на литургию всем вместе, всей семьей!» Возможно, для подросших детей, отказывающихся каждое воскресенье бывать в храме, частоту и регулярность посещений богослужения потребуется согласовать с духовником.

Девочки, как правило, в храме ведут себя спокойно, а вот за иными мальчиками нужен глаз да глаз. Не будем поощрять громкие разговоры, хождение и бегание по храму. Если видим, что ребенок устал и плохо воспринимает службу – пусть посидит, хотя бы и просто на полу рядом с нами. С особо непоседливыми и шаловливыми детьми займем место поближе к притвору, чтобы не мешать другим молящимся, а то и выведем расшалившегося ребенка и сделаем ему внушение. Если видим, что ребенок сегодня в спокойном настроении – встанем поближе к Царским вратам, там ему будет интереснее, все сумеет хорошо разглядеть и услышать, и баловаться будет некогда.

Хорошо, если семейная трапеза после причастия будет праздничной, необычной, даже если нет праздника – можно приготовить что-нибудь вкусненькое, в какой-то мере это сгладит у детей трудности пребывания в храме. Главное же: будем верить, что Господь не оставит наши старания и усилия наших детей, и со временем мы увидим благой результат посещения храма, участия в богослужении.

(См. Молитва церковная, Благочестие родителей, Храма посещение)

Богохульство

Довольно распространенное, наряду со сквернословием, явление среди сверстников да и среди взрослых, окружающих наших детей. Чужих детей мы все равно не сумеем от него отучить, а вот своих обязаны научить правильно к нему относиться: «Если кто-то рассказывает богохульные истории, анекдоты, делится впечатлениями от богохульных фильмов – он тебе не компания. Если слышишь такие разговоры – нужно уйти или отойти подальше (с дня рождения, с совместной прогулки, от компании на переменке), а если уйти нельзя (из автобуса или из электрички) – то опустить глаза и не смотреть на произносящих богохульства людей и молиться (по возможности, конечно, если ребенок уже умеет самостоятельно молиться). В споры и пререкания вступать не надо». Часто дети проявляют необоснованную жестокость: «Ах, тебе это не нравится? Замечательно – нарочно будем травить тебя этими рассказами!» Не будем требовать от своих детей прилюдного исповедничества, вспомним, давно ли сами без стеснения стали осенять себя крестным знамением, проходя или проезжая мимо храма.

Страница 10