Азбука духовной жизни - стр. 4
Почему в наших церковных БОГОСЛУЖЕНИЯХ нередко замечается также мало усердия и сердечного влечения? Что означают эти опаздывания к началу службы, как не равнодушие к духовным интересам? Почему это рассеянное внимание, когда дело касается молитвы и чтения слова Божия? Все это происходит оттого, что наше благочестие без наставления и правил оскудевает, что низменными влечениями и интересами дня наше нравственное чувство подрывается, что, постоянно возвращаясь к занимающему нас интересу, мы смотрим на воскресенье как на день обыкновенный, будучи увлекаемы к своим кумирам, привычным мыслям и возлюбленным мечтам, вследствие чего и возносим к Богу сердце и ум, уже отданные и подчиненные безвозвратно миру. Без сомнения, не иное как корысть, приковывает к торговой лавке: Ибо где сокровище ваше, там будет сердце ваше, – сказал Спаситель (Мф. 6: 21). Вот что заставляет человека делать разные развороты и усыплять совесть; страсть сребролюбия – вот что не дает покоя так, что не желают расстаться с нею и в дни воскресные, и в дни праздничные.
Вот главное испытание: благословляете ли вы Бога в БЕДСТВИЯХ? Здесь мы все больные, для которых нужны лекарства горькие. Среди покоя внешнего, при готовых способах жить по желаниям грешной души, счастливец мира занят только тем, как удовлетворять желаниям плоти своей.
Не оставляй БОГОСЛУЖЕНИЙ, да не будет тебе это в преткновение и сеть.
БОГАТСТВА и имущество полезны тому, кто умеет с ними обращаться. Кто помнит, что они даны Богом на добро. Богатство и нищета от Бога суть (см. Сир. 11: 14).
Что такое БЛАГОДАТЬ Божия? Благодатью Божией вообще называются все дары Божии людям, каковы: жизнь, здоровье, разум, свобода, довольство, и вообще внешнее благосостояние и все, что имеем мы доброго. Все это получили мы от Бога, как дар, а не по заслугам нашим, все это – Божия благодать. Но в особенности благодатью Божиею называются те дары Божии, какие подаются нам Богом через страдания нашего Искупителя и Господа Иисуса Христа в Таинствах, как-то: наше обновление, очищение от грехов и оправдание в Таинствах крещения, покаяния и елеосвящения; силы и способности, потребные для благочестивой и христианской жизни на земле и блаженной на небе, – в Таинствах миропомазания, причащения и брака. Всякое доброе дело сделанное нами, всякая добрая мысль, доброе чувство или желание – все это Божия благодать. И наша православная вера, которую мы содержим, и даже когда мы называем Иисуса Господом – все это есть Дух благодати Божией… «Дело Божие насаждать и орошать, а наше – приносить плод, – говорит св. Кирилл, – дело Божие – ниспосылать благодать, а твое – принимать и сохранять»