Размер шрифта
-
+

Авеста. Яшты - стр. 52

Фраетона (Ferîdûn), сын Атвии, победил Ази Дахаку и привязал его к горе Дамаванд, где он должен оставаться до конца мира, когда он будет освобожден, а затем убит Кересапой.

Современная традиция предполагает, что Варена была областью Гилана, из-за ее близости к Мезане и горе Дамаванд.


34.

«чтобы я мог доставить его двух жен, Савангавак и Еренавак, прекраснейшиих телами среди женщин и самых замечательных существ в мире».

Савангавак и Еренавак. Две дочери Йимы, которые были изнасилованы Ази: в «Шах Наме» Шахриназа (Shahrinâz) и Арнавазы (Arnavâz). Фраетон женился на них; у него был сын Айрю от Арнавазы и два сына от Шахриназы, Тура и Сайрима. Айрю, Тура и Сайрима стали царями Ирана, Турана и Рума.


37.

«Ей Керешаспа, мужественный сердцем, принес жертву позади Вайри Писана (озеро Пишина, Vairi Pisanah)».

Керешаспа (Garshâsp), один из величайших героев авестийского эпоса, хотя Фирдоуси почти обошел его молчанием.

Долина Писин, помещается к югу от Кабула. В округе Кабула была локализована легенда о Кереспе. Озера Писина (Пясина) в долине Кабула нет. Пясина (происхождение имени не определено), река длиной 820 км., вытекает из озера Пясино, впадает в Карское море. Озеро Пясино (площадь 740 кв. км.) на плато Путорана у Норильска


38—39.

Стихотворение парсов дает дополнительные подробности о Гандареве. Это было чудовище, которое жило «в море, на горе и в долине»; его называли Пашнах зарах, потому что море не поднималось выше его пятки (неправильное толкование его авестийского эпитета «заири пашна», «золотой каблук, рука?», ошибочно принимают за персидское «зара», «море»); его голова поднималась к солнцу и терлась о небо; он мог проглотить двенадцать человек сразу. Кереспа сражался с ним девять дней и девять ночей вместе; он вытащил его, наконец, со дна моря и разбил ему голову своей дубиной: когда он упал на землю, многие страны были разрушены его падением.

В ведической мифологии Гандхарва является хранителем Сомы и описывается то, как бог, то, как демон, в зависимости от того, является ли он небесным Сома-жрецом или ревнивым обладателем, который неохотно отдает его человеку. Какова была первоначальная форма мифа в маздеизме, неясно. В «Шах Наме» он появляется как служитель Ази Дахака.


41.

«Ей туранский убийца Франграсян землей (Turanian murderer, Frangrasyan), принес в жертву в своей пещере под землей».

Франграсян (Afrâsyâb) был царем Турана в течение двухсот лет. Борьба между Ираном и Тураном, была представлена бесконечными войнами между Афрашьябом и иранскими царями вплоть до Кая Хосрава (Кави Хусраваха). Главной причиной вражды было убийство Сявахша (Сяваршаны) Афрашьябом; Сявахш, сын Кай Кауса (Кава Уса), будучи изгнан своим отцом по наущению своей тещи, нашел убежище у Афрашьяба, который принял его с честью и дал ему его дочь вышла замуж: но состояние Сявахша вызвало ревность брата Афрасьяба, Карсиваза (Кересавазды), который с помощью клеветнических обвинений вымогал у Афрасьяба приказ предать его смерти. Сявахш был отомщен своим сыном Каем Хосравом, внуком Афрасьяба.

Страница 52