Размер шрифта
-
+

Аструс: Новая физика. Физика веры - стр. 21

– Можно сказать так: в каждой точке пространства присутствует информация абсолютно обо всем?

Аструс: Это выражение точечности, а здесь шла речь о восприятии пространства квартиры. Вы рассуждали с точки зрения физики, но не с точки зрения восприятия быта.)

И, тем не менее, пространство и время будоражат воображение ученых как никакие другие идеи в науке. Это и понятно, ведь именно эти категории образуют арену реальности, формируют саму ткань космоса. Само наше существование происходит в некоторой области пространства и в течение некоторого интервала времени. Однако наука до сих пор не знает, что на самом деле представляют собой пространство и время. Являются ли они реальными физическими сущностями или человеческой абстракцией? (Аструс: Являются и тем, и другим.) Если они реальны, то фундаментальны ли, или возникают из более первичных категорий? Словом, вопросы, вопросы, вопросы.

И это притом, что представления о пространстве и времени и их едином первоисточнике во все времена лежали в основе многих мировоззрений. Основатель древнегреческой философии Фалес и его последователи Анаксимандр и Анаксимен считали, что мир произошел из некоего единого пространства, в котором «свернуты» все задатки, необходимые для образования мира.

Очень важную роль в развитии понятия пространства сыграло появление геометрии в античную эпоху. Еще за 300 лет до новой эры великим древнегреческим геометром Евклидом был написан его главный труд «Начала» – вершина знаний античной геометрии и античной математики вообще. Создавая свой учебник, Евклид включил в него многое из того, что было создано его предшественниками, обработав эти материалы и объединив их.

«Начала» Евклида представляют собой изложение той геометрии, которая известна и поныне под названием «евклидова геометрия». Она описывает метрические свойства пространства, которое современная наука называет «евклидовым пространством». Это пространство пустое, безграничное, изотропное, имеющее три измерения, обладающее свойствами инвариантности и симметрии по отношению к выбору направления.

В течение двух тысячелетий геометрия Евклида была неоспоримой. Евклидово пространство стало той ареной, на которой Галилей и Ньютон основали классическую физику.

В XVI веке итальянский гуманист и философ Ф. Патрици (1529–1597), рассматривая пространство как первооснову бытия, в своей работе «Новая философия Вселенной» писал: «Пространство есть то, что было прежде мира и будет после него, что стоит во главе мира, из него исходит и, наконец, обращается в нечто… Разве оно тогда не является субстанцией? Если субстанция есть то, что лежит в основе, то пространство и есть, скорее всего, сущность (мира)» [10].

Страница 21