Астрология как инструмент психоанализа - стр. 34
Наверное, было бы интересно более подробно остановиться на этом могущественном и магическом ритуале. Он включает в себя свечу в форме трезубца (очень похожую на трезубец Шивы), кремень, трут и огромную пасхальную свечу, способную гореть в течение 40 дней. После того, как церковь погружается в полную темноту, священник, стоящий у западного входа, с помощью кремня высекает искру и разжигает девственное пламя, от которого поджигают уголь в кадиле. После этого поджигают одну из свечей в трезубце. Эта свеча вставлена в стебель тростника. (Любопытно, что, согласно мифу, Прометей принес огонь человечеству, спрятав его как раз в стебель тростника.) Все приветствуют lumen Christi, свет Христа. Вторую свечу в трезубце зажигают в тот момент, когда процессия доходит до середины церкви, а третью свечу зажигают уже на алтаре. Люди кричат «Deo gratias!» («Спасибо Тебе, Господи!»). Затем свечу подносят к большой пасхальной свече. При этом произносят молитву под, возможно, древнейшую христианскую музыку – «Praeconium»:
Возрадуйтесь, все небесные легионы ангелов! Радостно празднуйте божественные мистерии… Возрадуйся, о, Земля, освещенная этим небесным сиянием, и пусть узнает весь мир, что он родился из тьмы, освещенный сиянием Царя Вечности.
Далее в молитве возносится хвала и благодарность ночи и темноте, потому что, только когда мы проходим через темную ночь души – свое отчаяние – мы начинаем различать тот самый источник света, который Юнг называл «Я», или внутренним Христом, а индуисты – атманом. После того, как большую пасхальную свечу надрезают пятью гвоздями и наносят на нее ладан, ее поджигают и церемония продолжается. «Огонь, хотя и разделенный, не уменьшит силу своего света». Затем церковный служка зажигает свечу от пасхальной свечи и уже этой свечой поджигает все свечи, стоящие на алтаре и во всех остальных местах, до тех пор, пока вся церковь не наполнится светом.
Но это еще не конец. Во время следующей, чрезвычайно символической церемонии большую свечу подносят к крестильной купели и окунают в нее трижды, освящая таким образом воду. После чего священник обращается с песнопением к Богу,
который сделал эту воду пригодной для возрождения людей таинственной примесью Своей Божественной Силы, чтобы те, кто зачат в святости непорочной утробы этой Божественной Купели, могли родиться заново и показать небесное потомство, и те, кто различается своим полом или своим телом, или возрастом, могли заново родиться младенцами благодаря милосердию своей матери.
Древние египтяне верили, что богиня неба Нут на закате проглатывает солнце, и утром оно заново рождается из ее утробы. Даже сегодня для индейцев пуэбло, благочестивых индуистов и многих других восход солнца знаменует ежедневное его возрождение, которому помогают молитвы людей. В книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг приводит трогательную историю о своей встрече с вождем пуэбло.