Аскетические опыты. Том 2
1
Пс. 1,1.
2
Пс. 1,2.
3
Пс. 33, 9.
4
Пс. 118,104,10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 36.
5
Пс. 18, 3.
6
Пс. 1,3.
7
Пс. 118, 63. Так объяснен этот стих преподобным Пименом Великим, см.: Патерик Скитский.
8
Лк. 21,19.
9
Сир. 4,12-17.
10
Сир. 4, 18-21.
11
Деян. 1, 7.
12
Ин. 7, 38-39.
13
Пс. 1,3.
14
Там же.
15
Пс. 1, 4.
16
Пс. 1,5.
17
См.: Апок. 20.
18
Святой Исаак Сирин. Слово 38.
19
См.: Рим. 8, 4.
20
Мф. 5, 8.
21
Пс. 1,6.
22
Пс. 1, 6.
23
Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV в., составил сказание о прекрасном Иосифе в литературной форме того времени. Эта повесть читается, по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели.
24
Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся – и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Фес. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах преподобного Варсонофия Великого.
25
См.: Быт. 32.
26
Быт. 32, 10.
27
См.: Быт. 34-35.
28
См.: Там же.
29
См.: Быт. 37.
30
См.: «Главы зело полезные» Григория Синаита. Гл. 10 // Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие отцы Церкви.
31
Пс. 50, 19.
32
Быт. 37, 25.
33
Мф. 26, 15.
34
См.: Быт. 39.
35
См.: Быт. 40.
36
См.: Быт. 41.
37
Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis.
38
Ин. 6.
39
Записки на книгу Бытия митрополита Московского Филарета.
40
См.: Быт. 42.
41
См.: Быт. 43.
42
Пс. 22, 5.
43
См.: Быт. 44.
44
См.: Быт. 45.
45
См.: Быт. 46.
46
См.: Быт. 47.
47
Записки на книгу Бытия митрополита Московского Филарета.
48
См.: Евр. 11,21.
49
См.: Быт. 48.
50
См.: Святой Исаак Сирин. Слово 1.
51
См.: Быт. 50.
52
См.: Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе // Добротолюбие. Ч. 4.
53
Ин. 6, 51.
54
Флп. 3, 1.
55
Святой Исаак Сирин. Слово 2.
56
Лк. 21, 19.
57
Лк. 8, 15.
58
Мф. 24, 13.
59
Евр. 10,38.
60
Гал. 6, 2.
61
Ин. 1,5.
62
См.: 1 Кор. 13,13.
63
См.: 1 Ин. 4, 8.
64
См.: Рим. 5,5.
65
См.: 1 Кор. 3,16.
66
См.: Лев. 10,1-2.
67
Лествица. Слово 28. Гл. 45. По переводу Паисия Нямецкого.
68
Ис. 50,11. По объяснению преподобного Варсонофия Великого. Ответ 158.
69
Мф. 22,13.
70
1 Кор. 12,31.
71
1 Кор. 13, 1-3,8-10.
72
Кол. 3, 14.
73
1 Ин. 4, 7.
74
1 Ин. 4, 16.
75
1 Ин. 4,13.
76
См.: Рим. 5, 5.
77
Святой Исаак Сирин. Слово 48.
78
Ин. 15, 10, 4, 6.
79
Каллиста и Игнатия Ксанфопулов // Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 5.
80
Рим. 8,12, 8, 7, 6.
81
Каллиста и Игнатия Ксанфопулов // Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 6.
82
Апок. 3,20-21.
83
1 Ин. 3, 6.
84
См.: Святой Исаак Сирин. Слово 72.
85
См.: Святой Исаак Сирин. Слово 5.
86
Кол. 3, 5.
87
Святой Исаак Сирин. Слово 2.
88
Пс. 2, И.
89
Пс. 33, 12.
90
Иер. 32, 40.
91
Пс. 110, 10; Притч. 1,7.
92
Сир. 1, 18, 11, 13.
93
Притч. 14, 27; 8,13;23, 17.
94
Пс. 111,1-2.
95
Пс. 127,1.
96
Пс. 33, 8, 10.
97
Святой Исаак Сирин. Слово 49.
98
Пс. 118,38.
99
Ис. 11,2-3.
100
Мф. 5, 22, 25-26, 29.
101
См.: Мф. 6, 15.
102
См.: Лк. 12, 16-20.
103
Мф. 10, 28.
104
Лк. 12, 5.
105
Лк. 12, 35-37.
106
Мк. 13, 37.
107
Иов. 4, 14.
108
См.: 2 Пет. 3, 10; Апок. 6,14.
109
См.: 1 Фес. 4, 16; Ии. 5, 28.
110
См.: Преподобный Нил Сорский. Слово 7.
111
См.: 1 Кор. 4, 4.
112
Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.
113
Святой Исаак Сирин. Слово 1.
114
Пс. 110, 10.
115
Быт. 22, 12.
116
Пс. 118,63.
117
См.: Алфавитный Патерик.
118
Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. 39.
119
Мф. 10, 38.
120
Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. 35.
121
Гал. 5, 24.
122
Пс. 18,10.
123
См.: 1 Ин. 4, 18.
124
См.: Там же.
125
Преподобный авва Дорофей. Поучение 4. О страхе Божием.
126
Пс. 88, 8.
127
Ин. 15,9-10.
128
Флп. 2, 8.
129
Ин. 12,49-50.
130
Ин. 14,21,23-24.
131
Преподобный Макарий Великий. Беседа 37. Гл. 2, 3.
132
См.: Мф. 13,44.
133
Рим. 3, 23-24.
134
1 Кор. 2, 9.
135
Ин. 6, 51,33.
136
Ин. 6, 51.
137
1 Ин. 4, 8.
138
Лк. 22, 30.
139
Пс. 103, 15.
140
Мф. 11,28.
141
Письма затворника Георгия. Ч. 2. Письмо 37.1860.
142
Святой Исаак Сирин. Слово 89.
143
Ин. 21, 20.
144
Ис. 1,10.
145
Втор. 32, 9.
146
Лк. 15, 18-19.
147
Лк. 15, 20.
148
Мф. 8, 8.
149
Лк. 18, 13.
150
См.: Святой Исаак Сирин. Слово 55.
151
Пс. 104, 7.
152
Пс. 18, 10.
153
Пс. 147,1-2.
154
Пс. 147,8; Быт. 32,28. Как Иаковом, так и Израилем назван здесь народ израильский, по имени своего родоначальника, который при рождении наречен Иаковом и переименован Израилем после того, как сподобился боговидения. В духовном смысле Израилем называются христиане, достигшие значительного духовного преуспеяния.
155
Пс. 147, 9.
156
См.: Святой Исаак Сирин. Слово 56.
157
Пс. 35, 7.
158
Пс. 17, 22-23.
159
Пс. 118, 108.
160
Пс. 118,7.
161
Пс. 9, 25-26.
162
См.: Пс. 118, 120.
163
Мф. 10, 29-30.
164
Пс. 16, 2.
165
Пс. 118, 137.
166
Рим. 11,33.
167
Рим. 11,32.
168
Ожесточение, нечувствие, ослепление ума и сердца.
169
Рим. 11,8.
170
См.: Пс. 17, 12.
171
Преподобный авва Дорофей. Поучение 11.
172
См.: Ин. 13, 2-27.
173
Деян.З, 14-15, 18.
174
Деян. 4, 24-28.
175
«Ангелы, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – называются бестелесными и невещественными в сравнении с нами. В сравнении же с Богом, Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным» (Изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об Ангелах). Наука, в современном развитии ее, определяет со всей отчетливостью, что все ограниченное – по необходимости – и вещественно.
176
Мф. 18, 7.
177
См.: Рим. 9.
178
См.: Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об Ангелах.
179
Быт. 1,5.
180
Физика.
181
Пс. 138, 16.
182
Ин. 1, 1-2.
183
Патерик Скитский.
184
См.: Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об Ангелах.
185
См.: Там же. Кн. 4. Гл. 13.
186
Исх.З, 1.
187
Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие.
188
Гипотезы.
189
Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душой, но еще не разложившееся окончательно.
190
Декарт и его последователи признают душу субстанцией, совершенно противоположной телу, не имеющей с ним ничего общего, не имеющей никакого отношения к пространству и времени: мы признаем такой субстанцией Единого Бога.
191
См.: Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 13.
192
См.: Мф. 6, 27.
193
См.: Мф. 5, 36.
194
Ин. 1, 2.
195
Ин. 8, 31-36; 14, 6.
196
См.: Быт. 2, 5-6.
197
См.: Быт. 3, 16.
198
См.: Быт. 3,16-19.
199
См.: Пс. 50, 7.
200
Иона. 2, 7.
201
См.: Апок. 22, 11, 15.
202
См.: Быт. 2,7,22; 3,11-1; Пс. 118,125; 89,13,16; 37 и пр.
203
См.: Рим. 5,10.
204
2 Пет. 3, 8.
205
Ин. 6, 38.
206
Ин. 8, И.
207
Флп. 2, 6-8.
208
По объяснению блаженным Феофилактом Болгарским 17-го стиха 14-й главы Евангелия от Луки.
209
Ин. 5, 30.
210
См.: Мф. 26, 37.
211
Мф. 26, 38.
212
Мф. 26, 39.
213
Лк. 22, 44.
214
Мф. 26, 39.
215
Лк. 22, 44.
216
Мф. 26,52-54. Многочисленнейшая армия римлян, владык Вселенной, простиралась до двенадцати легионов. Очевидно, что здесь намерение слова Божия состояло в том, чтобы выразить понятие о таком воинстве, которое многочисленнее и сильнее всякого человеческого войска.
217
Ин. 19, 10-11.
218
См.:Ин. 19,11.
219
Мф. 16, 22-23.
220
Деян. 1, 7.
221
Флп. 2, 5-8.
222
Удобно запинающий нас.
223
Не обратив внимания на нанесенное Ему бесчестие.
224
Поругание.
225
Евр. 12, 1-3.
226
Евр. 13, 12-13.
227
Евр. 12,5-6.
228
1 Пет. 2, 21.
229
1 Пет. 2, 20-21.
230
См.: 1 Пет. 4, 12.
231
См.: 1 Пет. 6, 13.
232
См.: 1 Пет. 4, 17.
233
1 Пет. 4, 18.
234
1 Пет. 4, 17.
235
1 Пет. 4, 18.
236
1 Пет. 5, 5.
237
1 Пет. 5, 6-7.
238
1 Пет. 4, 19.