Размер шрифта
-
+

Аскетические опыты

1

Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4.

2

Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

3

Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его должен продать все имение свое и купить Евангелие, чтобы не только найти Христа чтением, но чтобы принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен Его искать не вне, но внутри себя, то есть телом и душою быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой». Святого Петра Дамаскина, кн. 1, статья «О четвертом видении». Добротолюбие. Ч. 3.

4

Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума». Иоанн Карпафийский. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой апостол Павел говорит: Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея {Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом} (Кол. 2:18). Сказал святой Григорий Синайский: «Говорящие от своих помыслов прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его {Я видел человека, мудрого в глазах его. На глупого больше надежды, нежели на него} (Притч. 26:12). Святого Григория, гл. 128. Добротолюбие, Ч. 1.

5

Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d'Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский.

6

На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66:2).

7

Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4.

8

«Никто да не читает, – сказал священномученик Петр Дамаскин, – не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3.

9

При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. – Требник.

10

Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу», кн. I, гл. 3; кн. III, гл. 2.

11

Выше сказано, что так назван святыми Отцами известный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название.

12

Алфавитный патерик. Изречение преподобного Пимена Великого.

13

Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении.

14

Лествица. Заглавие Слова 28. Преподобный Макарий Египетский. Слово 3, гл. 1.

15

По объяснению преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик.

16

Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие Ч. 4.

17

Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1.

18

Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 24.

19

Сочинение «О молитве» сего угодника Божия помещено в книге «Класы» издания Оптиной Пустыни.

20

Преподобный Григорий Синаит. О прелести, главы зело полезные. Добротолюбие Ч. 1.

21

…еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77:30–31). – Эта статья и следующие за ней две заимствованы из 5-го Слова святого Исаака Сирского.

22

Иеромонах Серафим Саровский, инок, особенно преуспевший в молитве, препроводил тысячу дней и тысячу ночей, стоя на камне и вопия ко Господу: Боже, милостив буди мне, грешному! «Сказание о жизни и подвигах о. Серафима». Москва, издание 1844 года.

23

Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября.

24

Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти.

25

Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17.

26

Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3.

27

Мк. 8:35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков.

28

Мф. 5:45. Святой Исаак Сирский. Слово 1.

29

Алфавитный патерик. Сисой Великий.

30

Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282

31

Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1.

32

Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7.

33

Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого.

34

Алфавитный патерик, буквы Π и А

35

Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии.

36

Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8.

37

Преподобный Нил Сорский в Слове 2 называет молитву и плач духа разумным вопитием и плачем.

38

Святой Исаак Сирский. Слово 59. – Лествица. Слово 7. – Преподобный Нил Сорский. Слово 8.

39

Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков.

40

Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г.

41

Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января.

42

Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год).

43

Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2.

44

Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2

45

Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2.

46

Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2.

47

Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15:9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

48

Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы.

49

Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4.

50

Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I.

51

О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2.

52

Синедрионом называлось верховное духовное судилище иудеев.

53

Гал. 1:8–9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема).

54

Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 1.

55

Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1.

56

Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 33.

57

Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбие. Ч. 1.

58

Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. Слово о трезвении святого Исихия, главы 28, 39, 62 и проч. – Преподобный Нил Сорский. Слово о блудном помысле.

59

Преподобные Каллист и Игнатий, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2.

60

Оптина Пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела.

61

Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая.

62

Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие. Ч. 2.

63

Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62.

64

Святейшего Каллиста «О молитве вкратце». Добротолюбие. Ч. 4.

65

Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы. гл. 15. Добротолюбие. Ч. 2.

66

Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36.

67

Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33.

68

Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.

69

Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина.

70

Духовная теплота достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в «Слове о Иисусовой молитве». Аскетические опыты, том 2.

71

Начало 3-го Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года.

72

Цитата из преподобного Симеона Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. – Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2.

73

В подлиннике сказано: «Аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова мнение.

74

Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга.

75

Пс. 50:19. – Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1.

76

Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсонофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный.

77

О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1.

78

Житие преподобного Григория Синаита Добротолюбие. Ч. 1.

79

Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни.

80

Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом.

81

Преподобный Григорий Синаит. Слова 108, 128. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4.

82

Житие Феофила, Пимена Болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский.

83

Восторженное изречение произнесено на французском языке, только способном для сцены: «Elle aimait Dieu avec passion; eile ne pensait qu'a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l'Evangile et l'Imitation qui est un second Evangile».

84

«Il aime Dieu, comme il aimait ses maitresses».

85

C'est avec le meme coeur, qu'on aime le Createur, ou la creature quoique les effets soient aussi differents, que les objets».

86

Музы и Аполлон – божества древних язычников, греков и римлян; этим демонам язычники приписывали покровительство изящным художествам.

87

В созвучии, в согласии.

88

Сведения о сочинителе «Цветника», священноиноке Дорофее, помещены в 1-м томе «Аскетических опытов» в статье «Посещение Валаамского монастыря».

89

1 Кор. 8:1. По объяснению преподобного Марка Подвижника, в той же 84 главе.

90

Слово 16. Здесь слово благоволение прибавлено для точного выражения мысли Писателя.

91

Преподобный Кассиан. Собеседование 2; Лествица. Слово 4, гл. 106.

92

Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, главы 14 и 15. Добротолюбие. Ч. 2.

93

О третьем образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1.

94

Памятью Божией и поучением называют Отцы непрестанную молитву Иисусову. О поучении, или памяти Божией, имеется особенная статья во 2-й части «Аскетических опытов».

95

Предисловие схимонаха Василия.

96

Варсонофия Великого ответ 268.

97

Житие преподобного Досифея в начале поучения преподобного Аввы Дорофея.

98

Смиренномудрые помышления, содействующие молитве, описаны в 1-м Слове святого Симеона Нового Богослова. О них много говорят святые Исаак Сирский, Исаия Отшельник и другие Отцы.

99

О изнеможении, производимом благодатным утешением, упоминает святой Исаак Сирский в Слове 44.

100

Цитата из жития преподобного Саввы Освященного в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2.

101

Преподобный Кассиан Римлянин о духе гнева, кн. 8 Общежительных постановлений.

102

Ответы 311 и 313 преподобных Варсонофия Великого и Иоанна.

103

Патерик Печерский. Жития преподобных Исаакия и Никиты.

104

Заимствовано из вышеприведенных 12-й, 13-й и 14-й глав 3-го Слова преподобного Макария Великого; также см. 2-е Слово преподобного Нила Сорского, страница 100 по изданию Святейшего Синода, 1852 года.

105

Патерик Скитский и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, глава 62.

106

Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 33. Добротолюбие. Ч. 1.

107

Там же.

108

Patrologiae Graecae Tomus XXXIV, Macarii Aegiptii liber de libertate mentis, cap. 5 и 6.

109

Patrologiae Graecae Tomus XXXIV, Macarii Aegiptii liber de libertate mentis, cap. 19.

110

Liber de patientia et discretione, cap. 19.

111

Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2.

112

Патерик Скитский, изречения Феодора Енатского. Также преподобного Симеона Нового Богослова.

113

Наставления отца Серафима, издание 1844 г.

114

Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица.

115

Преподобный Исихий. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 4. Согласно сему рассуждают и прочие святые Отцы.

116

…по истине и миролюбно судите У ворот ваших… и ложной клятвы не любите… говорит Господь (Зах. 8:16–17).

117

По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи, 23 апреля.

118

Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. 3.

119

Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. 18).

120

Житие святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. Чудное житие! На всем поприще подвига своего мученики не преставали исповедовать, что мученичество служит для них очищением грехов. Осененные Святым Духом, они с жаждою принимали это очищение. Обилие смирения соединено было в них с обилием любви вышеестественной. Когда Мавру вели на распятие, мать ее остановила ее, рыдая о ней. Но мученица, исторгшись из рук матери, поспешила к кресту, сказав матери «Зачем отвлекаешь меня от креста, не давая мне скорее насладиться Господом моим в подобии смерти Его».

121

Алфавитный патерик, об архиепископе Феофиле, и аввы Дорофея, поучение 7.

Страница notes