Арт-терапия. Учебное пособие - стр. 3
Настоящая книга включает в себя две части. Первая часть посвящена описанию и раскрытию онтологии художественного образа, психологии искусства, методологии арт-терапии. В ней исследуются содержание художественного образа и характер его воздействия на психику человека. Во второй части книги представлены инновационные авторские модели и техники по основным направлениям арт-терапевтической деятельности, направленные на решение диагностических и терапевтических задач.
Надеемся, что изложенный материал позволит не только понять природу художественного образа, но и раскроет безграничные возможности применения искусства в терапевтической практике.
Владимир Никитин, председатель Восточно-Европейской ассоциации арт-терапии, г. София
Часть I. Методология арт-терапии
Красота в искусстве стоит «посредине между чувственным как таковым и чистой идеей».
Фридрих Гегель
Глава 1. Философия искусства
1. Сущность искусства
ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира.
В чем же заключается сущность искусства, генезис форм его художественного предъявления? Что определяет стремление человека выражать себя через искусство?
В работах выдающихся философов Нового и Новейшего времени отмечается мысль, что человек, как самоорганизующееся существо, не может не творить. Его намерение направлено:
• на глубинное познание себя и окружающего мира;
• на эксцентрическое выражение себя в мире;
• на бесконечное творение себя и мира;
• на потаенное стремление заглянуть за границы реального, проникнуть за видимую сторону бытия;
• на неустанное преодоление границ обыденного в сторону трансцендентального переживания и познания мира.
По всей видимости, произведение искусства, как пространство синтеза личностных форм выражения, отражает потребность человека в саморазвитии, самореализации. Согласно немецкому философу Хельмуту Плеснеру, стремление человека к самовыражению обусловлено его движением в направлении постоянного самостановления, самоопределения; «как эксцентрически организованное существо он должен еще только сделать себя таким, каков он уже есть» (Плеснер, 2004, с. 268). В акте творчества индивидуум не только реализует свой способ существования, не только расширяет свою субъективность, но и познает себя в границах существования Другого, в предложенной ему Другим иной форме бытия.
Иначе говоря, в пространстве искусства личность:
• заново творит себя;
• выражает то, что не позволяет себе выразить в условиях обыденности;