Армения. Полная история страны - стр. 13
Завершая тему упоминаний о Урарту, можно вспомнить Бехистунскую надпись ахеменидского царя Дария Первого.
Открытие Урарту
В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци помимо прочего рассказывается о любви «сладострастной и распутной» (так в первоисточнике) ассирийской царицы Шамирам, также известной как Семирамида, к армянскому царю по имени Ара, прозванному за свою красоту Ара Прекрасным. Шамирам слала послов к Ара Прекрасному с просьбами прибыть к ней в Ниневию, но Ара игнорировал эти просьбы. Тогда Шамирам пришла в страну Ара с войском. Состоялось сражение, в котором Ара погиб. Пленившись красотой Армянской (Араратской) страны, Шамирам повелела построить город на берегу озера Ван, чтобы проводить здесь лето.
Нет достоверных сведений о существовании Ара Прекрасного, но те, кому хочется в это верить, – верят. Нельзя называть Мовсеса Хоренаци «фальсификатором истории», но нужно понимать, что часть его великого труда была основана на легендах, которые в то время невозможно было отделить от реальности. Что же касается Семирамиды, то прообразом этой легендарной царицы Ассирии, убившей своего супруга, столь же легендарного царя Нина, является ассирийская царица Шамирам (Шаммурамат), находившаяся у власти с 812 по 803 год до н. э. во время правления своего сына Ададнирари Третьего. Сначала она была при нем регентшей, а затем некоторое время сохраняла влияние и на взрослого царя. Шамирам прославилась как женщина, которая правила единолично, что в те древние времена было великой редкостью.
Забегая немного вперед, скажем, что в Урарту в тот период правил Менуа (Манаваз) – один из наиболее выдающихся царей, при котором Урарту достигло пика своего могущества и стало самым сильным государством Передней Азии. Предположительно во время правления Менуа отношения между Урарту и Ассирией были мирными. По крайней мере, до нас не дошли сведения ни о походах Менуа против Ассирии, ни о походах Ассирии против Урарту в годы его правления.
Но не так важно, существовал ли Ара Прекрасный. Важно то, что в начале XIX века члены только что основанного Парижского азиатского общества заинтересовались этой легендой и направили в 1827 году к озеру Ван некоего Фридриха Шульца, молодого, но подающего надежды ученого. К сожалению, жизнь Шульца оборвалась в 1829 году во время нападения одной из разбойничьих шаек, которыми кишели провинции Османской империи. Но собранные им материалы попали по назначению и были опубликованы в «Журналь Азиатик», печатном органе Общества. Шульц успел только зарисовать найденные им клинописные надписи, которые, по его мнению, были сделаны на ассирийском языке. Однако впоследствии было установлено, что это не ассирийские, а урартские надписи. Так было открыто забытое древнее государство Урарту и положено начало его изучению.