Архитекторы интеллекта. Вся правда об искусственном интеллекте от его создателей - стр. 17
А единого ответа не будет. Позаботиться о людях, которые в результате новой промышленной революции останутся не у дел, можно разными способами. Мой друг Ян Лекун сказал, что если бы в XIX в. можно было предвидеть последствия промышленной революции, возможно, люди смогли бы избежать множества страданий. Если бы еще тогда, а не в 1950-х мы создали систему социальной защиты, которая сейчас существует в большинстве западных стран, сотни миллионов людей жили бы намного лучше. А ведь для новой революции, скорее всего, потребуется гораздо меньше столетия, и потенциальные негативные последствия могут быть еще сильнее.
Мне кажется, думать об этом нужно уже сейчас. Искать варианты, позволяющие минимизировать нищету и оптимизировать глобальное благополучие. Думаю, выход есть, но мы вряд ли его найдем, если будем держаться за старые ошибки и религиозные убеждения.
М. Ф.: Если все произойдет скоро, это станет еще и политической проблемой.
И. Б.: Поэтому нужно быстро реагировать!
М. Ф.: Совершенно справедливо. А чем еще, кроме влияния на экономику, может грозить ИИ?
И. Б.: Лично я активно выступал против роботов-убийц.
М. Ф.: Я слышал, что вы подписали письмо корейскому университету, который, по слухам, собирался заниматься их разработкой.
И. Б.: Да, и это помогло. Корейский институт передовых технологий (KAIST) сообщил, что они не будут разрабатывать автономные военные системы.
Отдельно я хотел бы коснуться такого важного вопроса, как включение людей в цикл управления. ИИ, который существует сейчас и может появиться в обозримом будущем, не понимает и не чувствует нормы морали. Разумеется, критерии добра и зла в разных культурах могут отличаться, тем не менее для людей они крайне важны.
Это касается не только роботов-убийц, но и роботов вообще. Представьте себе работу судьи. Для решения таких сложных моральных вопросов нужно понимать человеческую психологию и иметь моральные ценности. Нельзя передавать право принятия судьбоносных решений бездушной машине. Нужны социальные нормы или законы, гарантирующие, что в обозримом будущем компьютеры не получат таких полномочий.
М. Ф.: Здесь я мог бы с вами поспорить. Ваш взгляд на людей и их суждения крайне идеалистический.
И. Б.: Возможно. Но лично я предпочту, чтобы меня судил несовершенный человек, а не машина, не понимающая, что она творит.
М. Ф.: Но представьте себе автономного робота-охранника, который начинает стрелять только в ответ, когда в него попадает пуля. Человеку это недоступно, и потенциально именно такое поведение может спасти другие жизни. Теоретически, если запрограммировать такого робота правильно, он будет избавлен от расовых предрассудков. И в результате он получит преимущество перед человеком. Вы согласны?