Архиепископ Мир Ликийских Николай Чудотворец. Великий божий угодник, спаситель и заступник - стр. 1
© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016
Введение
Святой Николай – один из наиболее почитаемых и наиболее любимых святых на Руси. Уже в XI веке в Киевском Софийском соборе появилось его мозаичное изображение. Позже в народных преданиях он считается первым после Бога и даже иногда может заменять его. Его называют Николай Угодник или Николай Чудотворец, и в православном календаре ему посвящены три дня: 6 декабря по старому стилю (19 декабря по новому стилю) – день смерти святого, 9 мая по ст. ст. (22 мая по нов. ст.) – день прибытия мощей в город Бари и 29 июля по ст. ст. (11 августа по нов. ст.) – день рождения святого.
Святителю Николаю молятся в нескольких случаях. Он считается покровителем мореплавателей и путешествующих, так как сам много времени провел в пути. На Балтийском море ему молились купцы и моряки, его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм.
Ему молятся о благополучном замужестве дочерей, вспоминая историю, как он дал приданое трем бедным девицам. И молятся святителю об избавлении от голода. Еще при жизни Николай Чудотворец прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
С древнейших времен, с IX столетия Святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель верховной власти. Это произошло потому, что киевский князь Аскольд, убитый дружинниками новгородского князя Олега, во святом крещении носил имя Николай. Его крестил святой патриарх Фотий в Царьграде (Константинополе), о чем сообщают византийские источники. И на могиле Аскольда/ Николая вскоре после его смерти был возведен один из самых ранних на Руси храмов, посвященных святителю Николаю.
На Руси Николая узнали вскоре после Крещения, а в XI в. его почитание распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен на Руси уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г. В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя.
Сейчас мы знаем, как выглядел святой, и не только по иконам. Профессор Луиджи Мартино изучил святые мощи и установил, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека: «По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Антропологическое исследование свидетельствует, что Николай не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост – 167 сантиметров.
Следует знать, что один из дней, посвященных Николаю в Святцах, не относится к Николаю Чудотворцу. Это 17 февраля – Никола Студеный, в память Николая Исповедника, игумена Студийского.
Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
Текст из сочинения «Жития Святых» святого Димитрия Ростовского, написанных в конце XVII века
Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Сия благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс. 1, 3).
Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И он, по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру. После его рождения матерь его Нонна тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю: он один долженствовал быть первым и последним.