Апокрифы. Исторические версии - стр. 3
Народ иудейский весьма своеволен, и как здесь говорят – где два иудея, там три мнения. Но работает много, особенно в Галилее, ревностно почитает заветы, но часто вступает в распри между собой. Об этом, мой Царь, я напишу в следующем докладе, ежели сочтешь нужным наше пребывание в Палестине продолжить.
В праздничные дни город бывает переполнен праздным народом. Здесь и фокусники, акробаты, метатели дротиков, люди, поднимающие быков. В стране много магов, чародеев, предсказателей. Но есть и настоящие целители и врачи.
Согласно твоему приказу, мой Царь, будем изучать, разыскивать и находиться рядом с врачевателями.
В конце моего письма спешу сообщить тебе о некоторых религиозных особенностях народа Галилеи, Самарии и Иудеи. Видно, иудеи до сей поры не могут договориться о едином Боге, хотя все и чтут его. Но каждый по-своему. Нерушим[3], или еще их называют фарисеи, признают своим правителем только Бога. Другая же философская школа состоит из саддукеев. Садоком звали в древности иерусалимского первосвященника, от него и пошло название последователей этого учителя – саддукеи.
И, наконец, третья группа – ессеи. По-арамейски – врачи, лекари.
Все они занимаются земледелием, разными ремеслами, выращивают скот. По получении твоего, Царь, мнения мы продолжим порученное тобой.
Здравствовать тебе, Царь.
Верные слуги твои,
Мар-Ихаба, бдеашх[4] Алдзнийский,
Шамшаграм из рода Апахуни
Через пятнадцать дней Мар-Ихаба получил ответ.
Мар-Ихабе, бдеашху.
Мир тебе.
Ты все делаешь правильно. Следует тебе разъяснить Нам, в чем суть учений этих сектантов – ессеев, фарисеев, саддукеев. И не перекинется ли их учение, если оно вредное, в наши края. А также подробно ознакомиться с врачевателями иудейскими. Слух о них дошел и до наших Месопотамских гор. Поэтому изучи их, будь рядом, исследуй все и сообщи их деяния.
Узнай, сколько стоит в Египте раб-стенограф. В Сирии они дорогие.
Абгар V, Царь и Топарх Осроены
Письмо второе
Радоваться тебе, Государь, во все лета.
Продолжаю выполнять твои указания.
Не стоит тревожиться из-за этих сект. Их учение, странное, но не плохое, не привьется в нашей стране.
Ибо здесь все люди веруют в единого Творца, а наши горные арабы не обучены грамоте и верят нашей богине Атаргатис. Да и суть их учения не вызывает тревоги. Вот ессеи. Почитают величайшей добродетелью умеренность. Они, к нашему изумлению, презирают супружество и стремятся оградить себя от распутства женщин. Ессеи презирают богатство. Все владеют всем. Живут большими общинами, когда к кому из своих ни приходят, то пользуются всем без стеснения. В дорогу берут лишь оружие для защиты. Что до одежды и обуви, то они ее не меняют до той поры, пока она становится совершенно не годна к употреблению. И дают каждый друг дружке то, что ему нужно. Работают до пятого часа, потом совершают омовение и приступают к трапезе. Получают хлеб и одно блюдо. Все они активно помогают неимущим и часто раздают им хлеб.